Документальная 3D-картина «Каннингем» создана режиссером Аллой Ковган к 100-летию со дня рождения американского танцовщика, сотрудничавшего с художником Энди Уорхолом и композитором Джоном Кейджем. Премьера фильма состоялась 1 декабря в Москве и 6 декабря в Петербурге в рамках фестиваля Context. Diana Vishneva. 6 февраля лента выйдет в прокат по всей России.
Физическая форма духовного упражнения
Мерс Каннингем – легендарный нью-йоркский хореограф, во многом определивший эстетику современного искусства. Он прошел путь от рядового танцовщика до руководителя собственной труппы и изобретателя новой техники движения.
«Танец – это физическая форма духовного упражнения», – считал мастер. Каннингем изменил хореографию и ее восприятие так же, как Пикассо и кубисты изменили живопись. Разобрал на составные части, а затем соединил заново, оставив лишь самое необходимое.
«Можно не зависеть от музыки, но быть равным ей, – пропагандировал Мерс. – Танцор должен быть свободным и точным. Единственное общее, что объединяет хореографию и музыку – это время и его деление».
«Аватар» современного танца
«Каннингем» Аллы Ковган снимался семь лет и стал поэтическим посвящением великому мастеру, его творчеству и окружению, в которое входили такие художники как Роберт Раушенберг, Джаспер Джонс, Энди Уорхол и Рой Лихтенштейн.
Созданная в 3D картина, столь же инновациона, как и методы ее героя. Она сочетает архивные материалы и реконструкции знаковых постановок Мерса в исполнении участников последнего состава его труппы. Критики сравнивают ленту с эталоном танцевального документального фильма – «Пиной» Вима Вендерса, а технологичность и зрелищность позволяет говорить о ней как об «Аватаре» современной хореографии.
«Было приятно и трогательно обнаружить в дневниках Каннингема цитаты из произведений русских писателей, а также записи на кириллице, – вспоминает режиссер Алла Ковган. – Мерс настойчиво изучал русский, потому что мечтал пообщаться с мэтрами балета на их родном языке. Сильные ноги, характерные для нашей школы, стали основой техники движения Каннингема. Его произведения по-прежнему ставятся многими балетными труппами мира».
5 малоизвестных фактов о Мерсе Каннингеме 1. Его первая учительница Мод Барретт выступала в цирке и была водевильной актрисой. |
Балет в кино
Как мы уже писали, премьера картины «Каннингем» состоялась на фестивале современной хореографии Context. Diana Vishneva. Впервые его кинопрограмму формировала команда Beat Films. Показы стали полноправной частью форума наряду с постановками международных танцевальных компаний и работами российских хореографов. Режиссер Алла Ковган лично представила ленту зрителям.
В серию кинопремьер фестиваля также вошли фильм Стивена Кантора «Балет сегодня», посвященный эксперименту американской танцовщицы Тайлер Пек, которая собрала разношерстную труппу для своей первой постановки, и картина Луи Валлекана «Лил Бак: Настоящий лебедь», рассказывающая историю восходящей звезды современного танца из Мемфиса, в творчестве которого органично соединяются уличный драйв и классические движения.