Технология успеха. ВГУИТ отметил 90-летие
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Технология успеха. ВГУИТ отметил 90-летие

2 октября 2020 / просмотров – 1717
Образование

Ректор Воронежского университета инженерных технологий Василий Попов – о науке, современных студентах, образовательных трендах и востребованности кадров.

- Василий Николаевич, какими достижениями ВГУИТ за почти вековую историю Вы особенно гордитесь?

– Самый важный результат работы нашего вуза – это выпущенные из стен университета почти сто тысяч высококлассных специалистов, квалифицированных кадров для экономики Воронежской области и Российской Федерации в целом. Конечно, были и тяжелые для университета времена, но я считаю, что нам всегда удавалось держать высокую планку в плане подготовки и обучения студентов. Мы видим, какими быстрыми темпами в регионе развивается пищевая промышленность, переработка, химическая промышленность, по сути, они в настоящее время являются локомотивом экономики Воронежской области – во многом это успех и нашего университета. Потому что наши выпускники работают практически на всех отраслевых предприятиях.

– Уникальность университета инженерных технологий в ориентированности на конкретного потребителя, создании новых технологических решений, которые уже сегодня могут быть применены. Насколько удается вузу реализовывать эти задачи?

– Действительно, специфика нашего вуза ставит перед нами сложные и интересные задачи. Учитывая тот факт, что сегодня и пищевая, и химическая промышленности развиваются семимильными шагами, нам необходимо не только успевать быть в контексте новых высоких технологических решений, нового поколения оборудования, которое уже применяют на своих производствах наши предприятия-партнеры, но и работать на опережение, предлагая собственные разработки и инновационные подходы. Это касается и научной составляющей деятельности университета и так же образовательного процесса – подготовки кадров с высокими компетенциями.

Приведу пример: сегодня в кондитерском производстве есть тренд к сахарозамещению, к получению более экологичных продуктов, в молочной промышленности – запрос на технологии персонализованного питания, создание пробиотиков и пребиотиков, более сложных композиций микроорганизмов, которые корректирует наш микробиом. Более экологичным становится и само производство – это вторичная переработка продуктов, их утилизация, быстро разрушаемая упаковка.

Мы стараемся идти в ногу со временем – изучать и осваивать весь доступный используемый спектр технологических инноваций, делать эти знания и опыт основой для собственных стартапов, помогая нашим партнерам создавать новую трендовую продукцию в профильных для нас сферах.

– Василий Николаевич, последние годы ВГУИТ активно обновляет свою материально-техническую базу. Что уже удалось сделать? Какие задачи еще предстоит решить?

– Наш вуз отличает четкая ориентация студентов на практическое обучение. Мы прекрасно понимаем и уверены в том, что сейчас на современном производстве будет востребован и эффективен только тот инженер, который попробовал что-то сделать своими руками, испытал на собственном опыте все тонкости производственного процесса, узнал все возможные подводные камни. Поэтому, во-первых, прежде всего мы стараемся развивать у себя в вузе программы среднего профессионального образования, а во-вторых, на основе материально-технической базы СПО дать возможность тем, кто готовится стать инженером, попробовать самим реализовать те или иные технологические решения.

К примеру, сейчас в вузе мы активно развиваем целую сеть лабораторий, которые я бы назвал мини производствами. Это собственная пекарня, лаборатория бродильных производств, кондитерки. Уверен, даже инженер-технолог, который возглавляет производство с 10 тысячами сотрудников, должен знать основы и детали всего технологического цикла производства. Именно в таких специалистах сейчас нуждаются современные предприятия, за ними будущее и развитие.

– Взаимодействие с реальным сектором экономики – основа образовательного процесса во ВГУИТ. Расскажите, какие новые образовательные подходы применяются здесь?

– В настоящее время для меня и моих коллег ключевой задачей является поиск междисциплинарных программ и создание специалистов с универсальными компетенциями. Востребованы становятся профессии на стыке наук, и мы обязаны готовить именно таких специалистов.

Так, мы в прошлом году встречались с топ-менеджерами одной крупной компании, работающей в пищевой сфере. Они говорили о потребности в выпускнике совершенно нового качества, о специалисте, который является одновременно и технологом, и КИПовцом, и программистом, и экономистом. Приведу пример, работает производственная линия в цехе, инженер сидит за пультом управления, который больше напоминает космический. Он должен уметь мгновенно принимать правильное решение в любой нестандартной ситуации. Загорелась красная кнопка – надо заменить копеечную деталь или вызывать бригаду сервисных специалистов. А день простоя линии – 6-8 млн рублей. Вот цена неверного решения. Таким образом, сильно вырастает ответственность сотрудника и он должен соответствовать тем задачам, которые перед ним ставит современное производство.

Наш вуз готовит и КИПовцев, и программистов, и экономистов и мы стараемся студентам каждого направления подготовки давать более универсальный взгляд на современное производство. Это и новые образовательные модули, связанные с автоматизацией и айти-решениями для управления сложными инженерными системами, это увеличение вариативной части образовательной программы. В частности, студенты вуза готовят комплексные дипломные проекты, которые разрабатываются в реальных производственных условиях и объединяют представителей разных специальностей.

Надо отметить, что в настоящее время идет активная корректировка и государственных образовательных стандартов, постепенно вводится элементы, связанные с цифровой экономикой, автоматизацией.  Знаю, что в Госдуме обсуждаются законопроекты, связанные с вопросами приема в аспирантуру, работы базовых кафедр вузов, взаимодействия учреждений высшего образования с реальным сектором экономики. И со своей стороны ВГУИТ ждет поддержки от наших законодателей, и мы заинтересованы в том, чтобы законодательство становилось актуальным и позволяло нам работать более эффективно.

В этой связи хочу отметить взаимодействие нашего вуза с депутатом Госдумы от Воронежской области Сергеем Викторовичем Чижовым, для которого проблемы высшего образования являются приоритетными. Наши взаимодействие носит комплексный характер. Это поддержка парламентария нашего университета на региональном уровне и продуктивная совместная работа с привлечением профессоров ВГУИТ в качестве экспертов по анализу и обсуждению реализации в области различных государственных программ, в частности программы «Комплексного развития сельских территорий» и вопросов, связанных с продовольственной безопасностью. Ведь Комитет по бюджету и налогам в Госдуме, где Сергей Чижов является заместителем председателя, занимается вопросами их финансирования, поэтому для него важно правильно оценить эффект тех или иных нововведений. Я надеюсь, что наша совместная работа позволит модернизировать законодательство и в сфере образования.

– Естественно, чтобы подготовить высококвалифицированные кадры, сами преподаватели должны обладать соответствующими компетенциями. Как в вузе проходит повышение квалификации преподавательского состава?

– Кадровая политика университета чрезвычайно важна. Здесь одно из ключевых направлений развития – взаимодействие с индустриальными партнерами, в том числе и в вопросе повышений компетенций преподавателей университета, которые регулярно проходят практику и стажировку на различных производствах. Мы взяли для себя за правило, что практически всегда сотрудничество с крупными вертикально интегрированными компаниями мы начинаем с того, что отправляем своих преподавателей туда на переподготовку. Сегодня перед сотрудниками университета стоит задача, чтобы каждый из них хотя бы раз в 5 лет проходил производственную практику. Технологические решения, производственные линии меняются так быстро, что многое из того, что сами преподаватели учили, будучи студентами, давно ушло в историю. Требуются новые актуальные знания.

Отдельно стоит вопрос об увеличении доли молодых преподавателей в вузе. За последние два года у нас начали расти контрольные цифры приема в аспирантуру, там появились бюджетные места. И в прошлом году руководство вуза приняло стратегическое решение – приоритет мы отдаем целевой подготовке аспирантов. В 2020-м практически все, кто поступал на бюджетные места в аспирантуру, автоматически подписывали с вузом договор о целевом обучении. То есть через 3-4 года они выйдут уже как преподаватели университета. Со своей стороны мы постараемся наших аспирантов максимально вовлечь в учебный процесс и работу со студентами.

Конечно, мы помним и чтим заслуги наших ветеранов, преподавателей, которыми по праву гордится ВГУИТ. В рамках празднования юбилея вуза мы провели встречу студентов и аспирантов с теми, кто закладывал основы педагогических традиций вуза, творил его историю. Выражаю признательность депутату Госдумы от Воронежской области Сергею Чижову за участие в организации и проведении этого мероприятия и предоставленные памятные подарки и именные благодарности нашим дорогим педагогам-ветеранам. Преемственность образовательных традиций – основа, без которой невозможно никакое движение и развитие. Возвращение к истокам и знание истории формируют верное понимание актуальных задач, которые стоят перед университетом сегодня.

– Современный этап развития высшего образования подразумевает поиск новых моделей университета, одной из которых считается предпринимательский университет или университет 3.0. Связываете ли вы развитие ВГУИТ с подобным форматом? Насколько вуз готов к коммерциализации знаний?

– Да, мы считаем, что вектор развития ВГУИТ как раз связан с моделью предпринимательского университета. Это наша перспектива и в определенном смысле точка роста. Пока мы в основном сконцентрированы на реализации предпринимательской модели в магистратуре, так как она дает больше свободного времени студентам, там учатся ребята с базовым бакалаврским образованием, и они в принципе готовы уже что-то предпринимать и делать. Последние два года мы в вузе запущен следующий эксперимент: учащиеся магистратуры разрабатывают комплексные проекты, в основе которых лежит задача, существующая на реальном производстве реального предприятия. Дальше группа, состоящая из технологов, механиков, программистов пытается возникшую проблему решить, создав какую-то новую технологическую линию или предложив новое техническое решение. И мы надеемся, что доля таких заказных работ будет расти.

Также в перспективе, мы начнем реализовывать модель университета 3.0, когда студенты сами начинают свою деятельность коммерциализовывать. Мы уже к этому готовимся, меняя ряд нормативных документов, чтобы дипломные проекты можно было защищать в виде создания малого предприятия, к примеру. Надеемся, что в пятилетней перспективе хотя бы каждая десятая выпускная работа будет заканчиваться созданием стартапа, созданием какого-то частного предприятия, фирмы. Ребята получат опыт не только в деятельности технологической, но еще и в деятельности предпринимательской, юридической, а значит и вырастут их компетенции и ценность как специалистов.

Свои надежды мы также связываем с эффективной работой созданного бизнес-инкубатора, который может стать хорошей базой для подготовки подобных студенческих предприятий.

– ВГУИТ активно участвует в ряде проектов международного уровня. Расскажите о некоторых из них. Есть ли уже результаты? И что дает такая научная коллаборация?

– Наши научные исследования – это предмет гордости и тема для большого отдельного разговора. Приведу свежий пример опыта сотрудничества ВГУИТ с китайскими университетами. Последние два года мы реализуем пилотную магистерскую программу по системе 4 + 2, когда китайские студенты получают бакалавриат в своей стране с базовым знанием русского и английского языков, а потом приезжают к нам на 2 года в магистратуру. Они получают экономическое образование, связанное с пищевой промышленностью. Эта магистерская программа сочетает в себе 2 языка. Начинаем мы преподавать базовый курс на английском языке. А потом постепенно увеличиваем долю курсов на русском. В итоге защита диссертаций происходит на русском языке. Этот пилотный проект важен и для региона, так как наша пищевая промышленность активно смотрит на китайский рынок и подготовка кадров со знанием трех языков, четким пониманием реалий российской экономики – это наш маленький кирпичик в основу роста и развития региона. Экспорт продовольствия, экспорт промышленных товаров – это одни из приоритетных задач области и мы, как мне кажется, помогаем нашим крупным предприятиям и компаниям таким образом продвигаться на китайский рынок.

Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели