– Виктор Александрович, Воронежская областная больница является одним из примеров качественной медицины. Какие основные успехи Вы можете отметить?
– Пожалуй, главное наше достижение – возможность оказания высокотехнологичной медицинской помощи почти по всем профилям, утвержденным Минздравом России. Это сердечно-сосудистая хирургия, травматология и ортопедия, в том числе эндопротезирование суставов, а также нейрохирургия, онкология, комбустиология, урология и многие другие – 17 направлений из 20.
Стоит подчеркнуть, что наши пациенты получают высокотехнологичную помощь за счет областного и федерального бюджетов. Например, в текущем году на это направление нам было предусмотрено свыше 969, в прошлом – 957 миллионов рублей. Этих средств достаточно, чтобы оказать помощь почти всем нуждающимся.
– Отдельного внимания заслуживает кардиоцентр. Чем он выделяется?
– В 2011 году при поддержке губернатора Воронежской области Алексея Гордеева был построен и введен в эксплуатацию кардиохирургический комплекс. Реконструкция кардиохирургического центра позволила сделать дорогостоящую высокотехнологичную медицинскую помощь максимально доступной для населения Воронежской области.
Центр получает высокую оценку всех наших гостей, в том числе выдающегося кардиохирурга Лео Бокерия, который во время визита в больницу был приятно удивлен увиденным.
В первую очередь, все отмечают реанимацию для пациентов кардиохирургического профиля, техническое оснащение которой позволяет оказать необходимую помощь на уровне федеральных медицинских центров. Более того, у нас есть операционные, аналогов которым нет во многих клиниках страны. Например, гибридная, в которой можно проводить как открытые операции на сердце, так и эндоваскулярные. В ней заниматься пациентом могут одновременно сердечно-сосудистый и рентгенэндоваскулярный хирурги.
Скажем, поступает больной, которому проводится вмешательство на кровеносных сосудах с помощью малоинвазивного доступа, то есть при минимальном разрезе грудной клетки. При этом может появиться необходимость в расширении операции и переходе на «открытую». В обычных условиях нужно перевезти пациента в другую операционную, но это занимает много времени и само по себе перемещение неудобно. Здесь же мы можем сразу перейти на открытое хирургическое вмешательство.
Всего в год мы делаем свыше 3 тысяч операций на сердце, из них около 500 – открытых и порядка 1500 эндоваскулярных. Кроме того, проводим замену клапанов, установку двух- и трехкамерных электрокардиостимуляторов.
– Не менее успешно функционирует и перинатальный центр, который признан одним из лучших в России?
– Перинатальный центр мы открыли в 2011 году, и за этот небольшой срок он уже несколько раз становился победителем в различных премиях. Так, осенью этого года в Сочи прошла конференция «Репродуктивный потенциал России», по результатам которой наше учреждение вошло в тройку лидеров. На сегодняшний день у нас перенимают опыт сотрудники центров из других регионов. Важно, что в работу нашего учреждения мы самостоятельно включили такие элементы, которых нет у других. К примеру, положительно сказывается тот факт, что перинатальный центр входит в состав больницы. Это позволяет консультировать женщин, которые в нем находятся и при необходимости оказывать кардиохирургическую помощь новорожденным в первые дни жизни. Также благодаря тому, что перинатальный центр занимает два корпуса, мы смогли разделить отделения гинекологии и акушерства, обеспечить дополнительные места для отделений реанимации. Значительное внимание уделяется развивающему уходу за недоношенными детьми.
Большой вклад в работу учреждения вносят и сотрудники центра. Так, например, заведующая педиатрическим стационаром Людмила Ивановна Ипполитова известна по всей России, участвует в различных конгрессах и конференциях. Во многом именно благодаря ее усилиям воронежская неонатология является лидирующей. Специалист постоянно ищет новые методики и техники. Например, в наших детских реанимациях установлены аппараты, так называемые «светофоры», которые с помощью цвета показывают уровень шума в помещении. Кроме того, мы используем Zaky – устройство, похожее на руку матери. Оно перенимает температуру человеческого тела и даже впитывает запах родной мамы. Все это мелочи, но они действительно работают.
– Нам известно, что в этом году в вашей больнице впервые осуществили эндоскопический забор почки у живого донора. Можете рассказать об этой сложнейшей операции?
– На самом деле, в этом году мы провели две уникальных операции, связанные с трансплантацией почки. В обоих случаях это были операции с использованием видеоэндоскопической техники на этапе забора органа, оба донора – родственники реципиентов, но, если в первом случае донорская почка была совместима с пациентом по группе крови, то во втором – нет. Подобный опыт разногруппной трансплантации есть только в Федеральном научном центре трансплантологии и искусственных органов имени академика Шумакова, Научно-исследовательском институте урологии и интервенционной радиологии имени Лопаткина, в НИИ скорой помощи имени Джанелидзе. Хочется отметить, что обе операции прошли без последствий как для доноров, так и для реципиентов.
Стоит подчеркнуть, что подобный забор органа у живого человека выступает в качестве альтернативы трансплантации от посмертных доноров, то есть этот метод не может быть поставлен на поток. Почему люди решили пожертвовать своими почками? Скорее всего, из-за дефицита органов, предназначенных для трансплантации, ведь пациентам приходится годами ждать свою очередь, регулярно проходить неприятную процедуру диализа, которая буквально привязывает их к аппарату искусственной почки. На самом деле, это проблема всей страны, не только наша.
– Воронежская областная клиническая больница № 1 находится в постоянном развитии: вы внедряете новые методы лечения, совершенствуете их, используете высокотехнологичное оборудование. Каких еще нововведений следует ожидать в ближайшее время?
– Существует категория пациентов, у которых поражены не только артерии сердца, но и сонные артерии. В связи с этим страдает еще и головной мозг. В этом году в кардиохирургическом центре впервые состоялась одномоментная операция аортокоронарного шунтирования и стентирование сонных артерий. Первая операция является профилактикой инфаркта, вторая – инсульта. В следующем году мы планируем более широко внедрять подобные операции, наша задача здесь – обеспечить жизнедеятельность обоих органов, предотвратить сосудистую катастрофу.
Кроме того, надеемся, что в 2017 году сможем провести на базе нашей больницы трансплантацию сердца и печени. Думаю, уровень подготовки наших специалистов и оборудование позволят это осуществить.
Также в планах завершить процесс информатизации больницы. Мы начали создавать единую информационную систему, которая будет содержать все данные о наших пациентах, в том числе результаты анализов, обследований, консультаций специалистов, в общем, всю историю болезни. Это существенно облегчит работу врачей – они смогут больше времени уделять своим прямым обязанностям.
– Ваша больница сотрудничает с медицинским вузом, оцените, пожалуйста, качество образования молодых специалистов.
– Я не могу сказать, что у нас изменилось качество образования. Как и в любом другом вузе, в медуниверситете есть студенты, горящие желанием работать не покладая рук, а есть те, кто поступил только по настоянию родителей. Конечно, такие выпускники вряд ли реализуют себя в профессии, ведь у молодого специалиста очень долгий и тяжелый путь к признанию. Не каждый сможет выдержать, но те, кто действительно хотят стать профессионалами, – добиваются успеха.
Мы очень тщательно подходим к вопросу трудоустройства, к этому обязывает уровень учреждения, стараемся отбирать только проверенные кадры.