Это первое обсуждение, которое прошло за 2 месяца до начала работы над бюджетом, по мнению всех участников встречи является особенно значимым. Все замечания позволят доработать стратегический для российской экономики документ – Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов. На его базе впоследствии будет формироваться федеральный бюджет на ближайшую трехлетку.
Напомним, инициаторами широкого общественного обсуждения документа, которое ранее не практиковалось, выступили депутаты Госдумы 7-го созыва. Кроме того, изменился и формат самих «Основных положений…». Теперь направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики сведены в единый документ. Как отметил один из соавторов изменений, депутат Госдумы от Воронежской области, член Комитета по бюджету и налогам Сергей Чижов, благодаря новации созданы условия для повышения качества бюджетного планирования и обеспечена возможность подходить к проблемам развития экономики комплексно.
Расходы бюджета не должны зависеть от внешних условий
Презентуя документ на слушаниях, министр финансов Антон Силуанов отметил, что главная задача – ускорение темпов роста национальной экономики, а вместе с тем и повышение доходов населения, привлечение дополнительных ресурсов в бюджетную систему. В качестве способов достижения этих целей Минфин обозначает, прежде всего, создание устойчивой экономической среды и устранение диспропорций, которые еще существуют в национальной экономике.
По словам Антона Силуанова, многое, например, уже сделано по снижению зависимости российской экономики от цен на нефть. Один из главных принципов, заложенных в документе, предполагает, что расходы не должны зависеть от внешних условий. Еще один момент, на котором акцентирует внимание министр, касается предсказуемости фискальных условий и стабильности налоговой нагрузки, а также неналоговых сборов.
Рост доходов за счет налогового администрирования
Рост инвестактивности, борьба с «теневым сектором», регулирование госкомпаний, а также улучшение качества администрирования налогов – стратегические цели в русле налоговой политики. Так, один из способов увеличить доходы бюджета – внедрение передовых технологий в налоговом администрировании. Создание единого информационного пространства за счет ККТ, система маркировки товаров, автообмена налоговой информации с другими юрисдикциями серьезно ударяет по «теневому сектору». Примерно 10 триллионов рублей, по сообщению министра, – неучтенные налоги от зарплат «в конвертах», поэтому в документе особый акцент делается на «обелении» зарплаты. Новые прямые налоги Правительство вводить не собирается, а налогоплательщикам планируют предоставлять право на налоговый вычет на сумму инвестиций.
Еще один серьезный блок документа посвящен проектному финансированию, за счет которого будет обеспечиваться стимулирование рождаемости, переход на цифровую экономику, рост производительности труда. По сообщению министра, пять новых программ получат апробацию уже в следующем году.
Что касается совершенствования межбюджетных отношений, то главной формой финансовой поддержки субъектов будут оставаться дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Ежегодно их объем будет составлять более 760 миллиардов рублей.
Навстречу прозрачной экономике
По словам председателя Счетной палаты Татьяны Голиковой, в «Основных направлениях…» нашел воплощение подробный анализ процессов, проходящих в мировой экономике, и справедливо определены проблемы, связанные со сложной демографической ситуацией и низкой инвестиционной активностью. Однако документ требует доработки по части описания основных мер для устранения этих проблем.
Татьяна Голикова отметила, что в документе снова нет анализа эффективности введенных налоговых льгот, а также отсутствуют расчеты, позволяющие прогнозировать необходимость новых. Кроме того, в числе недостатков обозначен сравнительно низкий уровень роста экономики – в 1,5 % ежегодно. Доработки, по словам представителя Счетной палаты, требует и задача по «обелению» заработной платы. Кроме того, отсутствуют положения, важные для долгосрочной налоговой политики и не отражена долгосрочная стратегия по выводу из «тени» самозанятых граждан.
Центробанк в целом одобрил и поддержал прогноз документа, обозначая переход российской экономики в эпоху низкой инфляции, благодаря чему покупательная способность бюджетных расходов становится более стабильной.
Важный посыл – блок об «обелении» экономики
Представители бизнес сообщества отметили необходимость доработки перехода на ККТ, сокращение отчетности, а также регулирование неналоговых платежей, которое, по словам Сергея Катырина, президента Торгово-промышленной палаты, достигло серьезных масштабов в обороте, составляя примерно 1 % ВВП.
Президент «Опоры России» Александр Калинин также отметил, что зафиксированные темпы роста экономики в 1,5 % низки, и есть все условия для повышения этого показателя. Важным посылом расценен блок об «обелении» экономики, поскольку, как признают предприниматели, «теневой сектор» ведет несправедливую конкуренцию с добросовестным бизнесом, вытесняя его с рынка.
С 2019 года будет работать достроенная налоговая система
Как отметил в своем докладе председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров, главное достижение прошедших слушаний – возможность обсудить одновременно и выполнение обязательств государства и нагрузку, которая ляжет на бизнес: «Сегодняшнее обсуждение встроено в рамки бюджетного процесса. Обозначенные рекомендации через 3 месяца вернутся в Госдуму в виде проекта 3-летнего бюджета. Увидим, как они будут реализованы».
Что касается, к примеру, появления новых налогов, то, по словам Андрея Макарова, в сфере интернет-торговли в прошлом году государство потеряло 60 миллиардов рублей. В текущем – потери прогнозируются в рамках 84 миллиардов, а следующий год «заберет» у государства 134 миллиарда.
Депутат сделал акцент на необходимости перенастройки налоговой системы, которая должна стимулировать экономический рост и добавлять конкурентоспособность нашим предприятиям. Так, по словам политика, в соответствии с президентским посланием Федеральному собранию, с 2019 года должна будет в полную силу заработать достроенная налоговая система на долгосрочный период.
По сообщению главы профильного комитета Госдумы, новая налоговая система способна обеспечить выполнение всех соцобязательств без увеличения фискальной нагрузки на бизнес. Среди дальнейших направлений совершенствований системы названо снижение фискальной нагрузки и активное использование мер налогового стимулирования.