В Воронеже продолжается выставка хулиганов русского авангарда
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

В Воронеже продолжается выставка хулиганов русского авангарда

22 июня 2021 / просмотров – 1060
Культура

До 25 июля в музее имени Крамского можно посмотреть экспозицию «Бубновый валет. Эманации измов». Картины предоставлены Третьяковской галереей, Московским музеем современного искусства, Саратовским художественным музеем имени Радищева, Курской картинной галереей имени Дейнеки, Рязанским художественным музеем имени Пожалостина, Тульским и Ярославским художественными музеями.

Благодаря Платоновскому фестивалю, который поддерживает Сергей Чижов, воронежцы впервые могут познакомиться с произведениями «Бубнового валета» – творческого объединения, положившего начало русскому авангарду. Это работы Ларионова, Гончаровой, Лентулова, «сезанистов» Машкова, Кончаловского, Куприна, абстракционистов Кандинского и Экстер, супрематиста Клюна…

В атаку против старой живописи!

Первая выставка «Бубнового валета» состоялась в декабре 1910 – январе 1911 года. В ней участвовали художники разных эстетических взглядов. «Всех нас объединяла тогда потребность пойти в атаку против старой живописи», – вспоминал Кончаловский.

Своим искусством бубнововалетцы возвещали смену эпох. Они первыми заметили пропасть между современной жизнью и старой, классической культурой, «впустив» в искусство грохот улиц, жизнеутверждающую грубость вывесок и дешевых подносов, откровенный балаганный юмор.

Неопримитивизм, в русле которого вначале развивалось объединение, активно переосмыслял визуальную культуру города и деревни, архаические изобразительные традиции.

Начиная с 1912–1914 годов участники «Бубнового валета» стали отходить от примитивистских устремлений. Ларионов и Гончарова перешли к лучизму. Кончаловский, Машков, Фальк и Куприн все глубже погружались в станковую работу, идущую в русле сезанистской традиции.

Как организация «Бубновый валет» перестал существовать в 1917 году. Но лидеры группы развернули активную педагогическую деятельность и на протяжении 15 лет участвовали в создании различных обществ, которые во многом определяли ситуацию в отечественной живописи 1920-х: «Московские живописцы», «Бытие», «Крыло», Общество московских художников.

Не случайно бубновалетцы получили от Бенуа, тонкого художественного критика, емкое определение «русские сезанисты». Метод Сезана заключается в выявлении пластической однородности мира и прослеживается в каждой его работе, даже, казалось бы, самой незначительной.

 

От забвения до эмиграции

Выставка Платоновского фестиваля «Бубновый валет. Эманация измов» объединяет произведения 16 мастеров из собраний семи российских музеев.

Важнейшей проблемой этих живописцев было сохранение внутренней свободы и возможности художественного высказывания в условиях совсем несвободных. Судьбы первых авангардистов сложилась по-разному: от забвения до эмиграции, от мучительных компромиссов до запрета на профессию. Бубновалетцы в творчестве постигали устройство мира, а их судьбы отразили трагические события истории.

Выходя за рамки привычного

«Если у тебя есть мечта, рано или поздно ты добиваешься ее осуществления, – уверен художественный руководитель Платоновского фестиваля Михаил Бычков. – Я хотел, чтобы в городе, в котором я живу и работаю, побывала бы выставка моих любимых художников. Так сложилось, что еще в ранней юности я столкнулся с объединением «Бубновый валет». На его примере началось мое формирование, которое потом по-разному трансформировалось и развивалось. Но горячая любовь и искреннее восхищение тем, как на заре XX века Россия была в авангарде мирового искусства, остались неизменны. То количество блестящих, удивительных вещей, которые были созданы в это время, в том числе в изобразительном искусстве, наполняет сердце гордостью. Прошло чуть более 100 лет, а эти произведения продолжают оставаться очень русскими, не архаичными, а скорее авангардными. «Бубновый валет» – наше национальное достояние. Это экспериментаторы, хулиганы, люди, которые понимали, что необходимо выйти за пределы норм, ожиданий, банального и академического. Они дают нам некий творческий пример. Мы все должны оставаться ищущими художниками, которые пытаются отразить сегодняшний день. Надеюсь, эта выставка вдохновит вас на это».

Ольга Ласкина
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели