В минувший вторник танцевальный форум открыли девушки-балетмейстеры.
Мария Яшникова представила постановку «Его глазами» на музыку Филипа Гласса – истории об иллюзорности нашего мира и упорном стремлении к цели, которая, возможно, тоже не более чем иллюзия...
Лауреат «Золотой маски» Екатерина Кислова создала синтетический спектакль «Принцесса Турандот», в котором нашлось место и огромным барабанам, задающим ритм, происходящему на сцене, и проникновенному вокалу и, конечно же, современной хореографии в исполнении артистов театра оперы и балета. Все это было необычно и проникновенно. Именно так, как нужно, рассказывать о непостижимой женской душе, в которой сочетаются красота, величие и жестокость.
Специальным гостем открытия «RE:формы танца» стала Ольга Лабовкина со своей миниатюрой «Воздух». Эта работа в прошлом году победила на конкурсе молодых хореографов международного форума Context. Diana Vishneva.
«Несмотря на то, что в России, особенно в последнее время, достаточно много фестивалей современной хореографии, ваш формат уникален, – считает специалист по балету Анна Берколайко. – Подобное есть разве что в театре Станиславского. Пересечение в том, что они берут молодых хореографов и дают работать со своей труппой. Но там максимум 3-4 балетмейстера, а здесь 7 – с разным подходом, требованиями и пожеланиями. При этом, давайте будем честными, даже в Большом театре все приезжающие хореографы выбирают плюс-минус один и тот же костяк – людей, наиболее восприимчивых. В постановках участвует далеко не вся труппа. У вас по-другому. Артисты переходят от одного хореографа к другому, у них по 3-4 репетиции в день, разные спектакли, разные стили… Это единственный фестиваль в стране в таком формате, с таким размахом… Конечно, автор проекта Александр Литягин, рисковал, но это дело благородное. Возможно, мы присутствуем при рождении нового гения в масштабах всего мира».
Далеко не все театралы любят современную хореографию, но «RE:форма танца» создана в том числе и для них. Фестиваль знакомит публику с широкой палитрой направлений, позволяя выбрать то, что по душе именно вам.
«Современный танец смотреть не так просто как привычное «Лебединое озеро», которое мы знаем с детства. Это неожиданно, непривычно и не всегда красиво, – объясняет Анна Берколайко. – Но если мы это не смотрим, то, с моей точки зрения, сужаем собственный кругозор. Мир большой, современный танец развивается в совершенно разных направлениях и, чтобы что-то понимать, надо хотя бы чуть-чуть это знать. Одно дело, когда ты смотришь подобный спектакль впервые,и совсем другое – когда имеется некий опыт».
Действительно, пропустить этот танцевальный форум – было бы непростительной ошибкой. Замечательная хореография, непривычные образы и вполне доступные цены на билеты. Артисты театра оперы и балета вложили в фестиваль всю свою душу, силу и талант.
«RE:форма танца» – это наша жизнь, работа, новые постановщики, другое виденье и подходы, – говорит главный балетмейстер театра Александр Литягин. – Все спектакли ставятся на наших артистов, конкретно на каждую личность с учетом ее данных. Приглашенные балетмейстеры подобрали для себя пусть маленькие, но труппы. Взяли тот «материал», с которым хотели работать, который им интересен. Более того каждый артист ждал и нашел своего хореографа. Когда одновременно на сцене театра оперы и балета выходят 8 спектаклей, в которых вложено очень много смысла, и это не перенос, а эксклюзивный продукт – это волнительно и ответственно».
По словам Александра Литягина, артисты вначале не верили, что такая «RE:форма» в принципе возможна. Что будут ставиться не короткие номера, а балет продолжительностью от 30 минут до часа. Но после того как появился план репетиций, все активно включились в работу и процесс был запущен… Молодые, но уже известные хореографы отмечают интерес труппы, а главный балетмейстер театра ее прогресс.
«Ради этого проекта люди готовы оставаться даже на ночь, – с улыбкой признает Литягин. – Я очень рад, что работает вся труппа, все технические цеха. Мы готовы показать зрителям качественный продукт, которым можно гордиться».