Они жили в одну эпоху, использовали общие для своего времени приемы и технику письма, творили для одних и тех же слушателей. Однако Моцарт – один из самых исполняемых авторов в мире, а музыка Сальери звучит крайне редко, во всяком случае в Воронеже.
Злую шутку с композитором сыграл миф о его «злодействе», ставший основой сюжета одной из «Маленьких трагедий» Пушкина. Хотя на самом деле Антонио Сальери был успешным музыкантом и выдающимся педагогом, у которого учились Бетховен, Шуберт и Лист. Его творческое наследие насчитывает свыше 40 опер, множество камерных и симфонических произведений. Более 35 лет Антонио занимал должность придворного капельмейстера в Вене – одну из самых престижных в Европе.
«Если неискушенному слушателю поставить произведение Сальери, он, скорее всего, скажет, что это Моцарт, – комментирует дирижер Игорь Вербицкий. – Стиль очень похож. Сальери был плодовитым композитором, писал во всех жанрах. У него есть концерты для разных инструментов с оркестром, кантаты, замечательные духовные произведения – в этом он проявил себя ярче всего. А у Моцарта был мелодический дар, данный Богом. Его мелодии сразу становились «хитами». Их запоминали и пели на улицах, в харчевнях и трактирах».