Именно глава государства впервые четко обозначил курс на информатизацию страны. В декабре прошлого года, обращаясь с Посланием Федеральному Собранию, Владимир Владимирович подчеркнул, что для выхода на новый уровень развития экономики, социальных отраслей России нужны собственные передовые разработки и научные решения. «Необходимо сосредоточиться на направлениях, где накапливается мощный технологический потенциал будущего, а это цифровые технологии, которые сегодня определяют облик всех сфер жизни, – заявил он. – Страны, которые могут их генерировать, будут иметь долгосрочное преимущество, возможность получать громадную технологическую ренту».
По оценкам главы Минкомсвязи Николая Никифорова, Россия обладает колоссальным потенциалом в этой сфере. У нас уже есть такие бренды, как Яндекс, Вконтакте, Касперский, 1C. Отечественные разработки практически полностью покрывают потребности стратегически важных отраслей, например, «оборонки». Есть интеллектуальные ресурсы. Однако для того, чтобы не оказаться среди «аутсайдеров» в гонке технологий, мало довольствоваться тем, что есть. Необходимо развивать существующие конкурентные преимущества и создавать новые.
«Целевая модель» России-2024 – то, к чему нужно стремиться, – а также рамочный план действий составляют основу Стратегии. По словам Никифорова, в приоритете информатизация тех сфер жизни, в которых есть обязательства государства: образование, здравоохранение, городская инфраструктура. Особенный акцент будет сделан на развитии так называемых «сквозных» технологий, которые, будучи однажды созданными, могут использоваться в разных отраслях – сельском хозяйстве, космической промышленности, авиастроении и так далее. Впрочем, и в отсутствие Стратегии федеральный центр на протяжении последних нескольких лет на уровне законодательства и бюджетной политики уже готовит почву для «цифровой трансформации».