Принципиальную позицию России некоторые западные эксперты трактовали как стремление сохранить свое влияние на соседнее государство. Тем не менее, подоплека конфликта гораздо прозаичнее: практика, когда страна входит в две зоны свободной торговли одновременно, достаточно широко распространена. Однако Украина после запуска экономической части Ассоциации и при сохранении договора о ЗСТ с Россией будет входить в две разные системы регулирования технического, ветеринарного и таможенного контроля. Крайне проблематично представить себе, как это можно реализовать на практике, не ущемляя чьи-либо интересы. Кроме того, высоки риски, что под видом украинских товаров на льготных условиях в нашу страну хлынет поток европейской продукции. Что также недопустимо.
Однако после очередного раунда трехсторонних переговоров при участии дипведомств Украины, России и ЕС, состоявшегося 21 декабря, стало ясно, что мы имеем дело лишь с имитацией диалога. И чтобы защитить свои интересы и нивелировать возможные риски, от российского руководства требовались сопоставимые меры.
В этой связи на прошлой неделе президентом РФ Владимиром Путиным было принято решение о приостановлении режима свободной торговли и введении продуктового эмбарго в отношении Украины, начиная с 1 января. Соответствующий законопроект на этой неделе был одобрен Госдумой и Советом Федерации.
В 2016 году украинские производители уже не смогут пользоваться льготами, их продукция, как и любая другая будет облагаться пошлинами. Экономисты допускают, что россияне почувствуют определенные неудобства, но для экономики Украины это будет настоящий краш-тест: Россия для Незалежной является основным рынком сбыта, в то время как в Европе ее товары не пользуются особенным спросом.
Стоит отметить, несмотря на то, что отношения между Киевом и Москвой оставляют желать лучшего, речь идет о введении не столько запретительного режима, сколько не очень привилегированного – в котором, впрочем, мы торгуем со всем миром.