Иван Иванович рассказал, что на написание повести его подтолкнула трагичная история, много лет назад поведанная ему воронежским писателем и коллегой по журналу «Подъем» Евгением Новичихиным. В 1943 году четырехлетним мальчишкой он запомнил, как в селе Верхнее Турово Нижнедевицкого района во время отступления немецкий войск деревенские жители прятались в подвале. В последний момент что-то подсказало маме Евгения Григорьевича перебежать со своими сыновьями в другое укрытие. А минуту спустя пробегавший мимо немец услышал из подвала разговоры и детский плач и бросил туда гранату. Взрыв унес жизни и взрослых, и ребятишек. Все они сейчас похоронены в родном селе, и Евгений Григорьевич часто навещает их могилы. Этот сюжет, продленный автором во времени, и лег в основу «Дмитриевской субботы».
Кроме того, по признанию автора, к написанию повести его подтолкнуло знание о том, что немцы, венгры и итальянцы уделяют немало внимания и средств для благоустройства у нас своих военных кладбищ. По мнению автора, понять их можно, но прежде всего надо понимать свой, русский, народ, для которого все бывшие фашистские солдаты – враги и поработители. Эта линия вплетается в сюжетную канву повести, и справедливый в такой ситуации протест живой памяти о безвинно погибших от руки врага родных стал ведущей эмоциональной нотой в «Дмитриевской Субботе».
ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА
«Говорят, страдания человечества забываются потомками через два поколения. То есть самую живую память об огне войны хранят сами фронтовики и их дети. Будучи сыном растрелянного фашистами сельского учителя, я пишу о войне с самых первых рассказов, пытаясь продлить, передать память о событиях тех страшных лет. Как забыть о всех немыслимых зверствах, которое выпали на долю беззащитных младенцев, женщин, пленников? Я, по крайней мере, забывать об этом не намерен. Злодеяниям фашистов на нашей земле нет срока давности. Если мы идем на компромисс и закрываем глаза – значит, не за горами время новых бед. В своей повести я решительно восстаю против забвения и утверждаю святость вечной памяти погибших и ее символа – Дмитриевской субботы, дня поминовения павших воинов, установленного на первую субботу ноября еще Дмитрием Донским после Куликовской битвы».
«Книги, которые пишутся в народе и для народа, не могут утратить своего значения для читателя»
– Иван Иванович, каково Ваше мнение о современной литературе, тенденциях ее развития?
– В последнее время приходится слышать много разговоров, что литература стремительно теряет былое влияние на общество. По моему мнению, книги, которые пишутся в народе и для народа, не могут утратить своего значения для читателя. Однако справедливой остается закономерность: ни одно поколение не остается без своего писателя. Но какова эпоха – таков и ее писатель. Я не раз писал, что литература, в частности, и культура в целом – дело первостепенной государственной важности. Писатели пишут историю и судьбу своего народа во всем многообразии его национальных характеров. К большому сожалению, должного понимания этого в высоких властных структурах нет. А должно быть. Гуманитарное образование, культура расширяют философский кругозор человека и позволяют ему в своей профессиональной деятельности вне зависимости от ее профиля мыслить более широко и углубленно. Поэтому я призываю возрождать и поддерживать гуманитарные науки, особенно в школе, и широко освещать вопросы культуры в СМИ.
– Вы более тридцати лет работали в журнале «Подъем», и, наверное, хорошо знаете сегодняшнее состояние воронежской литературы. Кого из современных воронежских литераторов Вы смогли бы особо отметить и порекомендовать их творчество нашему читателю?
– Хороших и разных прозаиков, поэтов и критиков в Воронеже много. Но я, исходя из своих пристрастий, хотел бы назвать несколько имен из следующего за моим поколения писателей. Это Виктор Никитин – наиболее интересный и уже широко известный не только в Воронеже, но и далеко за его пределами прозаик. Он пишет в основном о городе, глубоко и тонко раскрывая все сложности и противоречия, современного городского жителя. Очень самобытные, наполненные болью и страданием стихи у Александра Нестругина, поэта из Петропавловки. Он действительно пишет лишь о том, о чем болит его душа, пытается понять свое место в противоречивом мире.
Творческий путь Ивана Ивановича Евсеенко насчитывает более четырех десятков лет. Он является автором 20 томов романов, рассказов и повестей, лауреатом престижных литературных премий имени И.Бунина, А.Платонова, В.Шукшина. Премию «Нашего современника», одного из самых авторитетных литературно-художественных «толстых журналов», Иван Иванович получает не впервые. Его повесть «Однодворец Калашников» удостоилась аналогичной награды ровно 25 лет назад.
«Надеюсь, что через четверть века вероятно получение мной и третьей премии. Так что жить мне надо долго. «Нашему современнику» – тоже», – с улыбкой замечает Иван Иванович. – Что касается самой премии, это всегда приятное событие, особенно – признание от журнала, достаточно строгого в своем отборе. Надеюсь, что моя повесть сможет привлечь новых читателей своей остротой», – комментирует награду лауреат.