Порой любовь зрителей к искусству переходит все границы. Во время спектакля «Лондонский купец», глубокомысленного и скучного, на сцене внезапно появляются несколько человек. У них есть советы по «улучшению» пьесы: место действия необходимо выбрать поэкзотичнее, рыцарь должен совершать подвиги, также стоит добавить песен и танцев…
«Художника надо судить по его законам»
«Это история о том, как «экспертность» проникает в театр, – поясняет помощник художественного руководителя Московского драматического театра имени Пушкина Екатерина Коновалова. – Сейчас все считают себя специалистами во всех областях, начиная вирусологией и заканчивая футболом, музыкой, искусством… Спектакль решен в авангардном ключе. «Зрители» немножко корректируют, как он идет, заставляя актеров играть по своим правилам. Это конфликтная ситуация. Мы выясняем, кто победит: убежденные, верящие в свое дело артисты, или люди, для которых, собственно, театр и существует?»
«Надо судить художника по его законам, не мешать ему высказываться, – уверена актриса Агриппина Стеклова, играющая жену бакалейщика. – Если ты не приемлешь его язык, найди того, кто тебе близок. На каждый спектакль зритель в любом случае выкристаллизовывается. Безупречных произведений крайне мало, они отбираются временем, становятся классикой, мировым достоянием. Сегодня очень трудно определить, что хорошо, а что плохо. Пусть все цветы растут».
Этюдный метод
«Рыцарь пламенеющего пестика» – шестая постановка Деклана Доннеллана, в которой участвуют Александр Феклистов и Андрей Кузичев.
«Как у спектакля выкристаллизовывается его зритель, так и у режиссера выкристаллизовываются его актеры. И наоборот. Мне очень близок Доннеллан по его аскетичной эстетике, по тому, как все должно происходить на пустой сцене, где два артиста что-то создают. Конечно, это не совсем так, но тем не менее. Спектакль репетируется также, – рассказывает актер Александр Феклистов. – Мы берем какую-то тему, режиссер кидает идеи, а потом может уйти попить кофе. Мы репетируем, показываем получившийся вариант. А потом он говорит: «Давайте поменяем направление». Этюдный метод, создание атмосферы, чтобы актер начал сам что-то предлагать и делать, вкладывать свою личную энергию, способствует появлению живых спектаклей».
«Люди приходят и понимают, что попадают не в театр, а в нечто большее, – добавляет актер Андрей Кузичев, исполнивший роль Хемфри. – Театр в привычном понимании – здесь зрители, там игра, здесь кулисы – разрушен. И это тектоническое смещение».
Народ безмолвствует? Навряд ли
В данной постановке все очень жизненно, поэтому многие театральные критики рекомендуют ее зрителям способным посмеяться над собой. Мы решили уточнить у актеров, занятых в спектакле, часто ли в их жизни встречается эксцентричная публика.
«Постоянно. Буквально 19 числа мы играли «Рыцаря» в Москве. Как обычно, начали разговаривать с Агриппиной из зала, и вдруг к нам присоединился кто-то еще… Мы этого не ждали, – вспоминает Александр Феклистов. – А когда-то давно играли «Бориса Годунова». Там в конце слова: «Что же вы молчите? Кричите: «Да здравствует царь Дмитрий Иванович!» И мы ждем ответа... В зале, естественно, тишина. Гаснет свет… Ремарка, воплощенная в жизнь: «Народ безмолвствует». И в этот момент наш знаменитый, чудесный режиссер Кама Гинкас кричит: «Да здравствует царь Дмитрий Иванович!»
В спектакле Доннеллана подобные истории актерам лишь на руку. Кстати, они не скрывают, что сами иногда становятся «всезнайками».
«Каждый из нас заносится, – признается Андрей Кузичев. – Когда я смотрю футбол, я точно знаю, куда нужно было отдавать пас».
«Культура, за которую платят деньги, превращается в развлечение»
«Наш спектакль может показаться довольно легким и поверхностным, но в нем достаточно глубокий смысл. Мы живые люди, нас тоже качает, – предупреждает Агриппина Стеклова. – Мы подвержены влиянию зала и чувствуем чью сторону он занимает. Реакция бывает разной. Но смысл, заложенный автором, не меняется. Это столкновение масс и художника».
«Культура и развлечение – извечный спор. Культура, за которую платят деньги, превращается в развлечение. Развлечение требует обслуживания. Так что мы: обслуживаем или высказываемся? Этот вопрос никогда не будет решен. Тот театр, который сталкивается с жизнью в нашем спектакле, часто проигрывает. Но финал все равно открытый», – резюмирует Андрей.