«И в пластике, и в жизни, и в своих рассказах отец был настоящим поэтом. Большого масштаба, – считает сын осетинского скульптора Константин. – Его пластическому языку свойственен тонкий сплав лирики и эпоса. Есть один эпизод, являющийся ключом к понимаю творчества Лазаря Гадаева. Когда ставил памятник адыгейскому поэту, он увидел фотографию, где этот человек сидит на краешке кресла. Это его затронуло – живая деталь, некая странность. И отец сделал совершенно замечательный, на мой взгляд, памятник. Но в городе все плевались и не хотели его ставить. Думали, что поэт будет в папахе, в черкеске с газырями (деревянные палочки, имитирующие патроны), а этот какой-то убогий... Зато человечный!»
Лазарь Гадаев соединил в своем творчестве пластические традиции Осетии и мифологию древней аланской культуры. Работая с разными материалами – камнем, деревом, керамикой, бронзой, он отдавал предпочтение скупой, лишенной внешней эффектности лепке, без детализации и натурализма. Тем не менее, его шероховатые скульптуры наполнены внутренней динамикой.
Аланский мастер – автор памятника Осипу Мандельштаму, установленному в Воронеже. Эскизы этой работы вошли в экспозицию «Любимые поэты», также как и наброски монументов Михаилу Лермонтову и Александру Пушкину, скульптуры Марины Цветаевой и Александра Блока, фотографии, два автопортрета…
«Эскизы – это не просто подготовительная работа. В любом размере отец делал самостоятельные вещи, – поясняет Константин. – Станковая ли это скульптура или памятник, все равно это совершенно новая работа. Он никогда не повторялся, не переводил из малого размера в большой механически. Говорил, что в каждом масштабе вещь живет своей отдельной жизнью».
По словам Константина, Лазарь Гадаев был счастлив, что памятник Осипу Эмильевичу установлен именно в Воронеже: «Это особая земля. Это и его Голгофа, и место, где Мандельштам испытывал наивысшее вдохновение».
Арт-галерею Камерного театра можно посетить со вторника по воскресенье с 13:00 до 17:00. Вход свободный.