«Картины ускользающего мира» – по-японски «укие-э» – такое название носит графика эпохи Эдо. Заимствованное из философии дзэн-буддизма понятие подчеркивает эфемерность исчезающих мгновений, и умение наслаждаться сиюминутным в быстро утекающей реке времени.
Цветная гравюра, не имеющая аналогов в странах Дальнего Востока, в Японии была необычайно популярна. Ею украшали интерьеры, использовали в качестве афиш для театральных постановок, рекламы чайных домов и «веселых» кварталов.
Расцвет укие-э тесно связан с периодом возвышения Эдо – современного Токио. Уже к началу XVIII века город обладал миллионным населением и превосходил по размерам все европейские столицы. Слава признанных шедевров ксилографии, созданных такими мастерами как Кацусика Хокусай, Андо Хиросигэ, Утагава Кунисада и Китагава Утамаро, быстро вышла за пределы Страны Восходящего солнца.
«Когда изучаешь японское искусство, становишься счастливее и радостнее…», – писал Ван Гог. Жители столицы Черноземья могут увидеть 63 ксилографии благодаря проекту, реализуемому совместно с петербуржским «Арт-центром в Перинных рядах». Все они – из частных европейских собраний.
Россия поддерживает теплые отношения с азиатскими странами, при этом сотрудничество не ограничивается исключительно сферой культуры. Так, депутат Госдумы Сергей Чижов работает в группе по взаимодействию с парламентами Вьетнама и КНР. 22 июня на заседании, посвященном партнерству России и Китая, парламентарии вместе с представителями профильных министерств обсудил вопросы развития приграничных территорий, а также политического и экономического сотрудничества наших государств.
В японской ксилографии существовало разделение на жанры: «бидзин-га» – изображения красивых людей, «якуся-э» – портреты популярных актеров театра кабуки, «кате-га» – цветы и птицы, «фукэй-га» – природные пейзажи и городские виды, «муся-э» – знаменитые самураи.
В отличие от аристократического театра но, кабуки считается искусством для простого народа. Все женские роли в нем исполняют исключительно мужчины.
Гравюры Страны Восходящего солнца оказали влияние на творчество европейских художников.
Клод Моне, к примеру, высоко ценил работы Кацусики Хокусая и Андо Хиросигэ. В своей усадьбе на севере Франции он не только создал сад в японском стиле, но и написал серию картин, где изображены одни и те же виды в разное время суток.
Анри де Тулуз-Лотрек также увлекался графикой, и это нашло отражение, прежде всего, в его афишах для постановок Мулен Руж на Монмартре.
Винсент Ван Гог тщательно собирал, изучал и копировал японскую ксилографию. В коллекции художника было несколько сотен цветных гравюр. Мотивы в духе укие-э – ирисы в саду, ветви цветущего миндаля на
фоне голубого неба – не раз встречаются на полотнах мастера.
Густав Климт, основоположник модерна в австрийской живописи, собирал кимоно и ткани занавесей театра но. Впоследствии он активно использовал их узоры в разработке орнаментально-абстрактных мотивов.