В социальной среде
С этого момента начался долгий путь: неврологи, педиатры, доскональные обследования, госпитализации в больницы. Но официального диагноза так и не было – воронежские врачи говорили только о задержке развития и речи. Тогда Татьяна решила везти сына в Москву. Там двухлетнему Артему поставили атипичный аутизм.
«Честно говоря, я все время чувствовала: что-то не так. Уже в 8 месяцев стало заметно, что Артемка не смотрит на нас, не откликается на обращения. У наших друзей были малыши того же возраста, они совсем иначе развивались. К тому же, у дочки моего брата – аутизм, и я примерно представляла, как выглядят проявления этого заболевания. Знала об особенностях поведения таких деток», – делится Татьяна Фоманина.
Мама мальчика не растерялась и начала водить сына в центр ментального здоровья «Солнышко», где с ним занимались психологи, логопеды и дефектологи. Пробовали они посещать и обычные студии детского развития, но в новом месте с незнакомыми людьми ребенку, который оказался замкнутым в своем внутреннем мире, было крайне тяжело. Чуть позже Артем получил инвалидность и стал ходить в «Парус надежды».
«Потом мы попали в обычный садик. Артем мог находиться там только по 3 часа в день, поскольку отказывался кушать в незнакомой обстановке. Мы завтракали дома, ехали в сад и возвращались домой к обеду, – рассказывает Татьяна. – С другими детьми он не общался, не играл. Но нам повезло, мы попали в хорошую группу. Девочки взяли над Артемкой шефство: помогали ему одеваться и раздеваться, водили за руку. Он был для них словно кукла. Конечно, происходили казусы с поведением – он мог упасть на пол в истерике от громких звуков или задеть кого-нибудь из детей, но это происходило редко».
Перебороть страхи
С октября прошлого года Артем перевелся в ресурсную группу. Там с мальчиком работают тьюторы, которые помогают ему осваивать важные навыки, учат общению. К реабилитации в саду прибавились еще занятия керамикой и бассейн.
Лепка из глины позволяет ребенку постепенно разрабатывать моторику. Артема сложно уговорить взять в руки даже карандаш, а тут еще мягкий материал, которым, между прочим, можно испачкаться. Нет, на такое мальчик не согласен!
Но грамотные специалисты, работающие по ABA-терапии (от английского – прикладной анализ поведения), умело мотивируют ребенка. За каждое выполненное действие – взял в руки инструмент, перевернул кусочек глины – Артему дают поощрение.
«Занятия у нас проходят с переменным успехом. Иногда и инструменты, и глину выбрасывает. Но в целом, прогресс есть. Выполняет задания, лепит. Порой даже очень хорошо получается», – отмечает мама.
Дети с РАС, как правило, очень восприимчивы к громким и резким звукам, незнакомым обстановкам и ситуациям, у них может быть повышенная брезгливость. Артемка, например, если испачкается, тут же в истерике снимает с себя одежду, стремясь поскорее очиститься. Представьте, насколько тяжело ему было научиться пить из обычной кружки, когда вода или сок могли запросто залить футболку.
«Один раз он попытался попить из кружки и случайно облился, все. После этого я вообще очень долго не могла заставить его взять кружку в руки, – объясняет мама. – Сын сначала пил только через трубочку, потом я купила ему специальный бокал с желобом, как у термокружки. Он научился пить из него. К 5 годам мы одолели и обычную посуду. В это же время Темка стал есть сам ложкой, до этого его всегда я кормила».
Короткими фразами
Только к четырем годам родители услышали заветные первые слова сыночка. Со временем его словарный запас становится все богаче. Теперь Артем может обратиться к маме с какой-либо просьбой. Например, сказать: «Мама, я хочу пить». Сюда можно подставить еще «есть», «печеньку», «телефон» и так далее.
«В принципе, он может говорить, но речью пользуется мало. Еще с двух с половиной лет, когда еще не разговаривал, уже знал буквы, русский и английский алфавиты, выкладывал их по порядку, – рассказывает Татьяна. – В основном проблемы сводятся к пониманию речи. Я говорю ему: «дай мне желтого цыпленка (игрушку)». А он смотрит по сторонам, видит рядом желтый стул, несет мне его. То есть слово «желтый» он вычленил из фразы, а вторая часть прошла мимо. Мозг это не воспринимает. Сначала он вообще понимал только короткие фразы из двух слов. Если обогатить их прилагательными, он сразу терялся. Сейчас стал лучше ориентироваться, развитие идет постепенно. Мы же еще неврологические курсы проходим, медикаменты принимаем. Все это дает свои результаты».
Чтобы ускорить развитие ребенка, помочь ему освоить больше навыков, в том числе стимулировать речь, специалисты советуют Артемке пройти курс реабилитации в центре «Томатис». Однако для родителей малыша 240 000 рублей – огромная сумма, которую они не смогут собрать самостоятельно в короткий срок.
Между тем, чем раньше начинается реабилитация аутизма, равно как и лечение любого другого заболевания, тем выше шанс на победу. Семья Артема не может позволить себе упустить возможность помочь сыну, поэтому за поддержкой они обратились в «Благотворительный фонд Чижова».
Фонд запускает сбор средств для мальчика, который в силу независящих от него причин замкнут в своем внутреннем мире. Но, объединившись, мы можем протянуть ему дружескую руку помощи и принять в наше общество! У Артема уже есть большие положительные сдвиги, в наших силах ускорить эту динамику!