Документ предлагает сохранить на 2014 и 2015 годы размеры ставок, установленных действующим законодательством, и увеличить отчисления в казну в 2016 году. Исключение составят акцизы на автомобильный бензин 4-го и 5-го классов. Более подробно суть подготовленных изменений прокомментировал член Комитета по бюджету и налогам, депутат Госдумы от Воронежской области Сергей Чижов:
– Акцизы на такие товары, как бензин, пиво, водка, сигареты, выполняют тройную функцию: фискальную – для государства, регулирующую – для потребителя, обеспечивая ценовую доступность продукции определенного качества. Третья функция носит профилактический характер и предусматривает максимальную адаптацию граждан к тем мерам, которые сегодня принимаются парламентом. Рассмотренный законопроект, к примеру, предусматривает рост акцизов на сигареты в 2014 году на 45%, в 2015 году – на 20% и еще на 25% – в 2016 году. То есть за три года пачка сигарет подорожает примерно на 100 рублей. Это решение станет новой мерой по ограничению потребления табака в России, что вполне соответствует концепции принятого в начале года антитабачного закона. Для страны, где курит более 60% мужчин и свыше 20% женщин, а сердечно-сосудистые заболевания являются одной из трех главных причин смертности, представленные налоговые поправки могут стать достаточно действенным механизмом в борьбе за здоровье нации.
Не стоит забывать и о таком факторе, как стремление России приобщиться к общемировым тенденциям налоговой политики. В развитых странах уже давно практикуется максимальное обложение табачных изделий. К примеру, в США, Турции блок сигарет стоит не меньше $50-60, т.е. в 3 раза больше, чем у нас. В странах Евросюза уровень ставок колеблется от 3 евро в Болгарии до 9 евро в Ирландии. Мы же пока занимаем серединное положение, принимая во внимания покупательскую способность граждан.
Другим направлением акцизной политики сегодня выступает повышение ставок на нефтепродукты, в данном случае – на автомобильный бензин 4-го и 5-го класса. Документом предусмотрена ежегодная индексация налога в 2014–2015 годах. К примеру, топливный сбор на «Евро-4», в следующем году вырастет на 5%, с 9416 до 9916 рублей, в 2015 – до 10858 рублей и столько же составит в 2016 году.
Главный аргумент в пользу повышения акцизов – необходимость наполнения дорожных фондов, система которых в России была восстановлена 2 года назад. Напомню, что в это же время были продифференцированы и ставки топливных акцизов, которые увеличились на «вредный» бензин «Евро-2» и «Евро-3» и снизились на «Евро-5 и 4». Причем в последнем случае нефтяные компании смогли направить высвободившиеся средства на модернизацию своих перерабатывающих заводов. В итоге на фоне ускоренного переоснащения нефтяного производства заметно сократились поступления в дорожные фонды, особенно в региональные, которые, в основном, и формируются за счет топливных сборов. В 2012 году субъекты РФ недосчитались 24 млрд. рублей, т.е. около 7% от совокупного объема, в 2014 – 2015 годах сумма выпадающих доходов может составить более 100 млрд. рублей, а к 2016 году уже превысит 200 млрд. В этом случае регионы не смогут полноценно заниматься развитием собственного дорожного хозяйства, а необходимые средства придется отвлекать из других значимых сфер. К примеру, на текущий год объем средств фонда Воронежской области запланирован в размере 6,2 млрд. рублей, что на 30% превышает данные 2012 года. За счет этих средств планируется отремонтировать 433 объекта, при этом степень выполнения всех проектов будет напрямую зависеть от интенсивности наполнения регионального фонда.
И в этом случае индексация акцизов позволит сгладить ситуацию с выпадающими доходами, причем документом предусмотрено постепенное повышение ставок, чтобы не провоцировать рост цен на бензин.