Как отмечают инициаторы, это позволит исключить многочисленные случаи обращения сирот в суд за защитой своих прав.
В частности, целях установления единого порядка учета и формирования соответствующего регионального списка законопроектом предполагается предоставить возможность законным представителям сирот самостоятельно подавать заявления о включении их в список нуждающихся. Одновременно на органы опеки и попечительства возлагается контроль за своевременностью включения детей в такой список. Законопроектом также устанавливается единый порядок формирования списка, а также предлагается наделить Правительство Российской Федерации полномочием по установлению данного порядка.
В настоящее время детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот предоставляются жилые помещения по договору найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет. По истечении этого срока жилье исключается из специализированного жилфонда и с его нанимателем заключается договор социального найма. В этом случае квартира может быть приватизирована. Однако практика показывает, что такие меры не способны обеспечить сохранность жилья для детей-сирот.
В связи с этим законопроектом предлагается предоставить возможность органам исполнительной власти субъектов, осуществляющим полномочия по опеке и попечительству, принимать решение о необходимости заключения договора найма жилья по истечении первого 5-летнего срока неоднократно. При этом принятие такого решения должно основываться на фактических данных, свидетельствующих о необходимости сохранения контроля над сиротами в целях обеспечения их интересов, в том числе и имущественных.
Еще одно ключевое нововведение, предлагаемое законопроектом, – возможность закупать жилье для детей-сирот с помощью запроса предложений от собственников жилых помещений, а не через конкурсные процедуры. Этот механизм позволит втрое сократить сроки закупочных процедур и обеспечит своевременное предоставление жилья указанным категориям граждан.