В результате на уровне базового федерального закона определены конкретные способы подачи жалоб потребителей, в том числе предусмотрена возможность подавать жалобы через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). В настоящее время норма о возможности осуществления подачи жалоб потребителей носит необязательный характер, что привело к отсутствию повсеместной организации такой работы во всех МФЦ и поставило потребителей различных субъектов России в неравное положение.
Как отмечают авторы инициативы, ежегодно в Роспотребнадзор поступает более 750 тысяч обращений от граждан по вопросам их защиты как потребителей товаров и услуг. При этом часто люди либо не осведомлены о возможных способах подачи жалобы, либо не имеют такой возможности и попадаются в руки негосударственных посреднических организаций, обещающих оперативное содействие в рассмотрении, но в конечном итоге выставляющие приличный счет за свою активность.
Изменения в закон позволят гражданам обжаловать действия, связанные с нарушением различных требований по качеству и безопасности в различных сферах торговли и предоставления услуг. Обеспечат эффективный общественный контроль и дополнительную процедуру оперативного реагирования для обеспечения качества и безопасности их жизни и здоровья.
Кроме этого законом предусматривается возможность МФЦ проведения консультаций по вопросам защиты прав потребителей, которая будет осуществляться на основании соглашений о взаимодействии с органами власти: Роспотребнадзором, Росздравнадзором, Пенсионным фондом и другими.
Также в документе прописаны полномочия региональных и местных властей по разработке региональных и муниципальных программ защиты прав потребителей. При этом единые федеральные методические рекомендации для таких программ будут разработаны Роспотребнадзором.