Государственной пошлиной признается сбор, взимаемый при обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы которые уполномочены совершать в отношении обратившихся лиц юридически значимые действия (статья 333- 16 Налогового кодекса РФ).
Плательщиками госпошлины признаются как организации, так и физические лица, которые выступают истцами в судах общей юрисдикции, или по делам, рассматриваемым мировыми судьями.
Обращаясь в суд с иском, заинтересованное лицо обязано уплатить государственную пошлину, размер которой зависит от стоимости взыскиваемого имущества (цена иска).
Положения статьи 132 Гражданского процессуального кодекса РФ прямо указывают, что к исковому заявлению в обязательном порядке прилагается документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.
На основании положений части 1 статьи 39 Гражданского процессуального кодекса РФ истец вправе увеличить или уменьшить размер заявленных исковых требований, изменить основания иска.
При подготовке такого заявления оно именуется уточненным исковым заявлением.
Согласно части 2 статьи 92 Гражданского процессуального кодекса РФ при увеличении размера исковых требований рассмотрение дела продолжается только после предоставления истцом доказательств уплаты государственной пошлины.
Аналогичная норма прописана и в пункте 1 статьи 333- 22 Налогового кодекса РФ - при увеличении истцом размера исковых требований недостающая сумма государственной пошлины доплачивается в соответствии с увеличенной ценой иска.
При этом недостающая сумма госпошлины доплачивается в соответствии с увеличенной ценой иска в срок, установленный либо судом, либо к дате следующего судебного заседания, в котором и будет заявлено ходатайство истца о принятии уточненного искового заявления с увеличенными по стоимости исковыми требованиями к производству суда.