«Почти все программы бакалавриата подразумевают углубленное изучение специализированных предметов уже с первого семестра. Так студенты-журналисты осваивают дисциплину «Техника и технология СМК». В потоке они слушают лекции, а в группах еженедельно на практических занятиях изучают особенности выпуска СМИ, знакомятся с приемами макетирования печатных полос газет, журналов, рекламных листовок . И если, например, на журфак изъявит желание перевестись студент факультета романо-германской филологии, также изучавший в течение учебного года гуманитарные дисциплины, ему все же будет крайне трудно освоить практическую часть, вопрос по которой содержится в каждом экзаменационном билете, - делится декан факультета журналистики Воронежского государственного университета Владимир Тулупов. - Например, корректуру текста, анализ предоставленной прессы, разбор ошибок вёрстки или специфику композиционно-графической модели издания. Поэтому возможность перевода с сохранением курса обучающегося я считаю невозможным хотя бы потому, что он не сможет качественно «нагнать» программу. Решить же некоторые проблемы еще до старта призваны Дни открытых дверей в вузах. Посещая их, можно задать все интересующие вопросы преподавателям, пообщаться со студентами и хотя бы в общих чертах понять, что ждет вас после поступления. Помимо этого на факультете журналистики в ВГУ уже много лет действует Школа юного журналиста, доступная ученикам 8–10 классов. Занятия помогают многим ребятам определиться, стоит ли подавать документы именно на направление «Журналистика» или лучше выбрать «Телевидение», «Медиакоммуникации», «Реклама и связи с общественностью».
«Сейчас у нас есть возможность «прыгать» по профилям подготовки (уголовный, гражданский).Ни разу не видел студентов, которые отчислялись из-за разочарования в профиле, потому что, обычно, разочаровываются в юриспруденции в целом. Однако едва ли возможность смены специальности позволит почти до нуля снизить количество отчислений, так как вызывает вопросы сама процедура смены направления, - комментирует студент Российского государственного университета правосудия Александр Игнатьев. - Одно дело, когда студент выбирает смежную специальность – ему легче подготовиться, сдать разницу в дисциплинах. Другое, когда есть цель кардинально все изменить. Очевидно, что во втором случае должны быть какие-то послабления, сроки на адаптацию, создание особых групп. Поэтому, пока не будут детально проработаны эти нюансы, говорить о плюсах и минусах нововведения, на мой взгляд, рано».
Кадровая подготовка и усовершенствование работы вузов находится в сфере особого внимания государства. Создание всех необходимых условий для раскрытия талантов будущих специалистов в избранной сфере, укрепление материально-технической базы, поддержка научных изысканий – являются приоритетными направлениями работы депутата Государственной Думы Сергея Чижова, представляющего интересы воронежцев на федеральном уровне. При активном содействии парламентария реализуются меры, нацеленные на улучшение качества предоставляемых образовательных услуг. В центре особого внимания парламентария – обеспечение доступности получения образования. В связи с реализацией послания Президента Федеральному собранию планируется увеличить количество бюджетных мест в вузах — дополнительные места получат регионы, в которых не хватает врачей, педагогов и инженеров. На данный момент в высших учебных заведениях порядка 24 тысяч бюджетных мест. Планируется, что в течение четырех лет их количество должно увеличиться до 99 тысяч. Показателем того, что молодые люди стремятся стать дипломированными специалистами является и средняя продолжительность получения образования в стране. За 15 лет она выросла на полгода и равна 12 годам и 8 месяцам, включая учебу в школе. При этом больше трети трудоспособных граждан имеют высшее образование.
- Учебное заведение выбрали родители, нет желания осваивать профессию, которая не по душе.
- Человек еще не определился, что ему интереснее и пребывает в поисках себя. Решиться на этот шаг подгоняло общественное мнение.
- Расхождение ожиданий с реальным положением дел в вузах. Важно, чтобы образовательные учреждения следили за последними тенденциями в мире науки, были современными.
- Расхождение между теорией и практикой, которую удается получить, подрабатывая. Нередко последняя обгоняет вузовскую программу.
- Ограниченные возможности. Если раньше у многих выпускников школ был опыт научной работы, то в вузе самостоятельная исследовательская деятельность студентов слабо организована.
- Организационные моменты. Не подходят, к примеру, рейтинговые системы, обязательные задания, частые сессии.