В соответствии со статьями 28 и 26 Гражданского кодекса РФ за детей младше 14 лет (малолетних) сделки по распоряжению недвижимым имуществом могут совершать от их имени только их законные представители, то есть родители, усыновители или опекуны. Дети в возрасте от 14 до 18 лет совершают указанные сделки с письменного согласия родителей, усыновителей или попечителей.
При этом законные представители не вправе совершать и не вправе давать согласие на совершение сделок по отчуждению недвижимого имущества ребенка без предварительного разрешения органа опеки и попечительства (статья 37 Гражданского кодекса РФ). Само такое отчуждение возможно в определенных случаях, например, при перемене места жительства ребенка, необходимости оплаты дорогостоящего лечения и в иных исключительных случаях.
Органы опеки и попечительства проверяют, соответствует ли сделка по отчуждению объекта недвижимости интересам несовершеннолетнего, не ущемляет ли его имущественные права или законные интересы. При этом закон не устанавливает конкретных обстоятельств, при которых орган опеки и попечительства вправе отказать в выдаче разрешения на совершение сделки.
На практике органы опеки и попечительства могут дать разрешение на совершение сделки при соблюдении определенных условий. Например, при приобретении в собственность ребенка иного жилья (либо доли в праве общей собственности на жилье), которое должно быть равноценным тому, которое принадлежало ему ранее, то есть не меньшим по площади и стоимости, чем отчуждаемое. Реже органы опеки и попечительства дают разрешение на совершение сделки при условии перечисления денежных средств от продажи квартиры или доли в квартире, принадлежащей ребенку, на счет ребенка в банке.
Нет строгих законов, в которых прописаны критерии, по которым опека принимает решение. Есть только рекомендации, которые также могут отличаться в разных регионах. Главное требование органов опеки - чтобы при продаже недвижимости не ущемлялись права ребенка и не ухудшались его жилищные условия.
Таким образом, вы как законный представитель вправе распорядиться недвижимостью своего несовершеннолетнего сына только с предварительного согласия органов опеки и попечительства.