В соответствии со статьей 18 закона о защите прав потребителей, в случае приобретения некачественной обуви гражданин вправе, отказаться потребовать возврата уплаченной за товар суммы (если недостатки обуви не были оговорены продавцом). По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить такой товар
По общему правилу предъявить указанные требования продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) потребитель вправе, если недостатки обуви обнаружены в течение гарантийного срока.
При этом для сезонных товаров, в том числе для обуви, гарантийный срок исчисляется с момента наступления соответствующего сезона, срок наступления которого определяется соответственно субъектами РФ исходя из климатических условий места нахождения потребителей.
Например, согласно Закону Воронежской области от 4 июня 2008 года № 53-ОЗ «О сроках наступления сезонов при реализации товаров на территории Воронежской области» (принят Воронежской областной Думой 29 мая 2008 года), установлены следующие сроки наступления сезонов для исчисления гарантийных сроков:
- зимний сезон - с 15 ноября до 15 марта;
- весенний сезон - с 15 марта до 1 мая;
- летний сезон - с 1 мая до 1 сентября;
осенний сезон - с 1 сентября до 15 ноября.
В ситуации, когда гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки обуви обнаружены по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, вернуть товар можно, если потребитель докажет, что недостатки возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.
Для этого потребуется обратиться к продавцу или изготовителю с претензией, в которой, в том числе, потребовать провести проверку качества товара.
В случае отказа в проведении проверки качества товара и возврате денег за него потребитель вправе организовать проведение экспертизы обуви самостоятельно и обратиться в суд с исковым заявлением о защите нарушенных прав.