В гражданском судопроизводстве досудебный порядок урегулирования спора является обязательным только в случаях, предусмотренных федеральным законом (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22 июля 2021 года № 18 «О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства»)
В соответствии с вышеуказанным постановлением досудебный порядок соблюдать не требуется, если рассматриваются дела:
- об установлении фактов, имеющих юридическое значение;
- о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок;
- о несостоятельности (банкротстве);
- по корпоративным спорам;
- о защите прав и законных интересов группы лиц;
- приказного производства;
- связанные с выполнением арбитражными судами функций содействия и контроля в отношении третейских судов;
- о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.
Законодательством не установлен общий срок рассмотрения претензий - в каждом виде правоотношений он либо следует из обычаев, либо устанавливается специальными нормами.
В пункте 2 статьи 452 Гражданского кодекса РФ содержится положение о том, что если срок ответа на предложение об изменении или расторжении договора не указан в самой претензии, не следует из закона или договора, то его следует принимать равным одному календарному месяцу.
На основании указанной нормы срок, отведенный на рассмотрение претензии, принято считать разумным, если он не превышает месяца. Срок ответа на претензию по закону в 30 дней устанавливается лишь в отношении предложения одной из сторон сделки (претензии) о внесении изменений в гражданско-правовой договор или о его расторжении.
В законодательстве нет специальных указаний об оформлении ответа на претензию. Ответ на претензию:
- оформляют письменно;
- составляют в свободной форме;
- адресуют отправителю претензии.
В письме с ответом на претензию должна быть подпись лица, которое обладает полномочиями на заверение документов от имени компании. Так же ответ направляют по адресу, который указан в претензии. Содержание ответа на досудебную претензию зависит от того, согласна ли ваша компания с требованиями.
Содержание ответа на претензию, по общему правилу, должно включать в себя:
- реквизиты получателя ответа (наименование, адрес, ИНН);
- реквизиты отправителя (при отсутствии их в форме документа);
- дату получения и номер претензии;
- аргументированное мнение по существу содержания претензии со ссылками на нормы действующего законодательства и пункты договора;
- заключение, отражающее готовность выполнить выдвигаемые требования полностью либо частично или несогласие с ними.