В рамках исполнительного производства, согласно статье 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель вправе наложить арест на денежные средства физических лиц, находящиеся на счетах, в целях обеспечения исполнения исполнительного документа, содержащего требования об имущественных взысканиях.
Копия постановления судебного пристава о наложении ареста направляется в банк. Для целей перечисления средств со счета арест снимается.
До того, как денежные средства будут перечислены с арестованного счета, задолженность по исполнительному документу может быть погашена добровольно другими способами.
Однако в соответствии со статьей 101 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрен перечень видов доходов, на которые не может быть обращено взыскание.
В частности есть указание на такие виды доходов, как:
- пособия гражданам, имеющим детей, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;
- денежные суммы, выплачиваемые в качестве алиментов, а также суммы, выплачиваемые на содержание несовершеннолетних детей в период розыска их родителей;
- суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, внебюджетных фондов, за счет средств иностранных государств, российских, иностранных и межгосударственных организаций, иных источников.
Соответственно, суммы детских пособий не должны удерживаться.
Часть 1 статьи 8 закона об исполнительном производстве предоставляет взыскателю право предъявить исполнительный документ о взыскании денежных средств непосредственно в банк, который обязан исполнять требования, содержащиеся в исполнительных документах. При этом банк обязан руководствоваться пунктом 12 части 1 статьи 101 закона об исполнительном производстве, согласно которому, взыскание не может быть обращено на пособия граждан, имеющих детей, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
Часть 8 статьи 70 Федерального закона «Об исполнительном производстве» закрепляет случаи, когда кредитная организация может не исполнять исполнительный документ или постановление судебного пристава-исполнителя полностью. Это возможно, когда на счете отсутствуют денежные средства или когда на денежные средства, находящиеся на указанных счетах, наложен арест или приостановлены операции ни. А также в иных случаях, предусмотренных федеральным законом. К таким случаям можно отнести невозможность обращения взыскания на определенные виды доходов (часть 1 статьи 101 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Таким образом, кредитная организация вправе арестовывать банковский счет (карту), однако на банке лежит обязанность убедиться в назначении денежных средств (определить, обладают ли они каким-либо особым правовым режимом), прежде чем произвести удержание или перечисление. Следовательно, удержание сумм детских пособий будет незаконным.
Чтобы снять арест с сумм детских пособий и вернуть неправомерно удержанные деньги обратитесь в банк, если исполнительный документ предъявлен напрямую, или к судебному приставу-исполнителю, который ведет исполнительное производство.
Подать заявление можно разными способами, в том числе лично или по почте заказным письмом с уведомлением.
Если вы подаете заявление в бумажной форме, укажите:
- наименование организации, в которую обращаетесь;
- данные взыскателя и должника;
- номер исполнительного производства;
- основание снятия ареста и возврата денежных средств со ссылкой на статью 101 Закона об исполнительном производстве;
- просьбу снять арест с соответствующей суммы и вернуть денежные средства.
По общему правилу, установленному в статье 64.1 Закона об исполнительном производстве, заявление рассматривается в десятидневный срок.
При несогласии с принятым решением вы можете его обжаловать. Согласно пункту 1 статьи 123 Федерального закона «Об исполнительном производстве», жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя или заместителя старшего судебного пристава, за исключением постановления, утвержденного старшим судебным приставом, на их действия (бездействие) подается старшему судебному приставу, в подчинении которого находится судебный пристав-исполнитель или заместитель старшего судебного пристава.
При этом жалоба, поданная в порядке подчиненности, в соответствии с пунктом 1 статьи 126 закона об исполнительном производстве должна быть рассмотрена должностным лицом службы судебных приставов, правомочным рассматривать указанную жалобу, в течение десяти дней со дня ее поступления.