В соответствии с требованиями статей 161-162 Жилищного кодекса РФ управление МКД должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, содержание общего имущества в МКД в соответствии с требованиями законодательства РФ.
При этом управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества жилого дома
Если возник спор между собственником квартиры и обслуживающей дом организацией, предоставляющей услуги по содержанию жилищного фонда, то применяется Закон РФ № 2300-1 «О защите прав потребителей».
Пунктом 6 статьи 13 закона о защите прав потребителей предусмотрено взыскание с исполнителя услуги, в том числе и коммунальной, штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя о возмещении причиненного ущерба вследствие ненадлежащего содержания общедомового имущества.
Штраф взыскивается судом при удовлетворении требований потребителя в размере 50% от суммы, присужденной в пользу потребителя.
При этом штраф подлежит взысканию с ответчика в пользу потребителя
В базу для расчета штрафа по закону о защите прав потребителей входит вся сумма требований, заявленная к взысканию, и впоследствии присужденная судом в пользу потребителя.
Сюда входят:
- сумма возмещения убытков, присужденная судом;
- неустойка за просрочку выполнения требований потребителя;
- компенсация морального вреда.
Таким образом, предусмотренный пунктом 6 статьи 13 закона о защите прав потребителей штраф напрямую зависит от размера суммы, присужденной судом в пользу потребителя. Требования о взыскании штрафа указываются в исковом заявлении при подаче иска.