Как сообщил Вебер, большинство жителей нашей страны считают себя воспитанными людьми. Лишь 4% сомневаются в этом. Россияне уступают места в общественном транспорте, стараются соблюдать очереди и не перебивать собеседников.
Большинство респондентов не позволяют себе влезть без очереди или грубо прервать разговор. 65% признались, что иногда могут раздраженно высказаться, но делают это редко. 83% наших соотечественников уступают места в общественном транспорте. Они готовы это делать для беременных женщин, инвалидов, детей, людей с тяжелыми пакетами.
Вебер поделился мнением россиян о качествах воспитанных и невоспитанных людей. Респонденты считают, что воспитанный человек уважает другие культуры, взгляды, соблюдает правила этикета, имеет грамотную русскую речь, опрятен, следит за внешним видом, обладает широким кругозором, не выражается нецензурно и никогда не опаздывает. Россияне назвали качества невоспитанных: хамы дебоширят, мусорят, громко разговаривают и проявляют агрессию.
Также респонденты негативно относятся к курению в общественных местах и распитию алкогольных напитков. Большинство уверено, что все это должно штрафоваться, как и использование ненормативной лексики.
«Представления людей об этичном, культурном поведении у всех разные, они часто зависят от среды, в которой находится человек, и многих других особенностей. В этом исследовании мы хотели узнать, какие нормы разделяют россияне, какое поведение считается допустимым, а какое, наоборот, неприемлемым. Приятно осознавать, что грубое отношение, или попросту хамство, не является частью нашего менталитета – так считают 66% в России. А вот желание заступиться, помочь, позаботиться, примирить нарастающий конфликт как раз заложено в нормах социальной жизни, что и отразилось в ответах респондентов. Вместе с тем, каждый второй (45%) уверен, что на хамство не нужно отвечать хамством», – рассказала начальник управления социологии АНО «Диалог» Елена Удалова.
«Вебер» – проект АНО «Диалог» и АНО «Диалог Регионы» по исследованию общественного мнения с использованием современных онлайн-инструментов. Агентство сочетает классический подход с цифровыми технологиями.