Правоустанавливающими документами для получения прав на земельный участок являются:
- акт о предоставлении гражданину земельного участка, изданный государственным органом или органом местного самоуправления;
- свидетельство о праве гражданина на земельный участок, выданный уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;
- выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства, выданная органом местного самоуправления;
Учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений, органами местного самоуправления муниципальных округов и органами местного самоуправления городских округов.
Ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.
В похозяйственной книге содержатся следующие основные сведения о личном подсобном хозяйстве:
- фамилия, имя, отчество, дата рождения гражданина, которому предоставлен или которым приобретен земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, а также фамилии, имена, отчества, даты рождения совместно проживающих с ним и (или) совместно осуществляющих с ним ведение личного подсобного хозяйства членов его семьи;
- площадь земельного участка личного подсобного хозяйства, занятого посевами и посадками сельскохозяйственных культур, плодовыми, ягодными насаждениями;
количество сельскохозяйственных животных, птицы и пчел;
- сельскохозяйственная техника, оборудование, транспортные средства, принадлежащие на праве собственности или ином праве гражданину, ведущему личное подсобное хозяйство.
27 сентября 2022 года вышел приказ Министерства сельского хозяйства РФ от № 629 «Об утверждении формы и порядка ведения похозяйственных книг». Указанный порядок определяет ведение органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления муниципальных городских округов похозяйственных книг в целях учета личных подсобных хозяйств (ЛПХ).
Сведения о ЛПХ собираются органами местного самоуправления ежегодно по состоянию на 1 января путем сплошного обхода хозяйств и опроса их членов в период с 10 января по 15 февраля.
Содержание сведений о ЛПХ в книге может быть уточнено по состоянию на иные даты по инициативе членов хозяйств при их обращении с заявлением о внесении изменений в сведения похозяйственной книги, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы Единый портал государственных и муниципальных услуг.
С 1 января 2024 года в названном Приказе предусмотрено ведение электронного варианта похозяйственной книги.