Ключевые стратегические новации:
«Бюджетное правило». Базовую цену на нефть для верстки бюджета планируем поэтапно снизить с $60 до $55 за баррель. Это значит, что больше нефтегазовых сверхдоходов пойдет в «кубышку» (ФНБ) – как подушка безопасности от санкций и мировых кризисов.
Режим постоянной готовности. Правительство получает постоянное право оперативно перераспределять средства на бюджетные расходы в кризисных ситуациях вроде пандемии или угрозы агрессии в отношении России.
«Окрашенные доходы». Новая госпошлина за «маркировку» («Честный Знак») будет целевым образом «окрашена» и пойдет на развитие стратегической отрасли – радио- и микроэлектроники.
В силу многолетнего опыта в сфере межбюджетных отношений, я понимаю страх регионов: «Опять что-то заберут». Напрасно! Наша главная задача в том, чтобы стратегические цели достигались не «за счет» регионов, а УСИЛИВАЛИ их.
Самый яркий пример – маневр с налогом на игорный бизнес. Да, 100% этого налога уходит в федеральный бюджет. НО: одновременно отменяется льгота по налогу на прибыль для этого же бизнеса.
В цифрах:
- "Потеря" регионов: 2,5 млрд руб. год.
+ "Прибыль" регионов (от 17% налога на прибыль): 9 млрд руб. год.
Итого: Регионы в плюсе на 6,5 млрд.
При этом и федеральный бюджет в огромном выигрыше. Налог меняется (с оборота, а не столов) и ставки растут. Общий сбор будет уже не 2,5 млрд, а 71-102 МИЛЛИАРДА
Еще плюсы для регионов:
Деньги на дороги: 100% доходов от ряда штрафов (выписанных прокуратурой или админкомиссиями) идут напрямую в бюджет субъекта. Это «живые» деньги на разметку, камеры и безопасность.
Антикоррупционный контроль: Регионы и города получают право использовать «Казначейское сопровождение». Это значит, что подрядчик на постройке школы потратит деньги только на «кирпичи», а не на «Мерседес». Мощный инструмент против распилов на местах.
На чём будем настаивать ко II чтению?
Законопроект принят концептуально. Теперь – главная работа. Мы будем отстаивать 3 принципиальные позиции:
Защита финансовых интересов регионов.
Правительство предложило ограничить остатки на счетах регионов. Это заставило бы их в январе (когда надо платить за мазут для котельных) брать дорогие коммерческие кредиты. Наша позиция: НЕТ. Это «несвоевременно» и загонит регионы в долговую яму. Будем добиваться исключения этой нормы.
Контроль над «чрезвычайными» расходами.
Да, Правительству нужны полномочия для реагирования на кризисные ситуации, но не бесконтрольные.
Наша позиция: Все такие перераспределение финансовых ресурсов – только через Трехстороннюю комиссию, где есть и Дума, и Совет Федерации. Оперативное управление не должно стать «тайным».
За логику и прозрачность отчетов.
Правительство предложило менять порядок отчетов по госпрограммам. Наша позиция (и Счетной палаты): КАТЕГОРИЧЕСКИ ПРОТИВ. Нельзя оценивать траты за прошлый год, когда сверстан главный финансовый документ на следующий отчетный период. Сначала – отчет и анализ ошибок, потом – новый бюджет. Будем настаивать на исключении этих поправок, сохраняя реальный контроль.

 
		 
		
	     
		
 
			 
				
 


 
					 
					 
					 
					 
					 
					 
					 
					 
					 
					 
					 
					 
					 
					 
					

