Камерная история
Идея поставить спектакль, который идет на сцене «Современника» вот уже 13 лет, родилась, казалось бы, спонтанно. Находясь в США, будущий режиссер, а в то время – актер театра, Дмитрий Жамойда зашел в библиотеку Гарвардского университета, где увидел поэму «Мертвые души». Перечитав произведение, он вернулся в Россию с решением поставить по нему спектакль.
– Тогда мы собрались на 5 этаже театра и в течение трех месяцев входили в роли в свободное время. Это была самостоятельная работа по велению сердца, нам ничто не мешало – ни работа в театре, ни ситуация в стране. Творческая деятельность так нас захлестнула, что все репетиции проходили на одном дыхании! Потом мы показали свою разработку Галине Волчек, и она дала добро, чтобы мы продемонстрировали ее зрителям, – вспоминает актриса «Современника» Татьяна Корецкая.
В своем спектакле, который изначально был задуман для небольшой, камерной, сцены, актеры используют минимум декораций и совсем не меняют текст: гоголевское произведение звучит в оригинале. По словам Татьяны Корецкой, это очень индивидуальное, личное прочтение, при этом сама постановка нравится всем: и более взрослой публике, которая уже посмотрела разные варианты «Мертвых душ» и может сравнивать, и молодежи.
В неизменном составе актеры «Современника» играют в спектакле с 2000 года, однако не перестают любить свое творение.
– Как может надоесть классика? – удивился заданному вопросу актер Илья Древнов. –Мы всякий раз открываем произведение Гоголя для себя заново, с другой стороны. Это очень интересно для актеров. Концепция остается постоянной, но каждый раз звучание спектакля меняется, и предугадать это невозможно. Важно получать удовольствие от происходящего на сцене, и тогда это ощущение передается зрителям.
«Похожего места нет даже в Европе!»
Незадолго до встречи со зрителями для актеров, оказавшихся в Воронеже впервые, была организована экскурсия по Центру Галереи Чижова.
– Спасибо вам за гостеприимство! Нас очень тепло встретили. Особенно сильное впечатление на меня произвел вид, открывающийся со смотровой площадки Делового Центра – очень красиво! В Москве в торговые центры посетители ходят, как правило, только чтобы совершить покупки, а Центр Галереи Чижова стал по-настоящему культурным центром города, где имеют место такие встречи в уютной обстановке. Я считаю, что подобные мероприятия, живое общение со зрителями очень важны! Я была в Европе, но нигде не встречала похожего места, и хотелось бы поздравить воронежцев с таким масштабным проектом. Очень понравился и сам Воронеж, я бы с удовольствием приехала сюда еще раз, чтобы просто погулять и найти знаменитого Котенка с улицы Лизюкова, – рассказала Татьяна Корецкая.
С МЕСТА СОБЫТИЙ
Татьяна БАБЕНКОВА, начинающая актриса Камерного театра:
– Мне понравилось живое непосредственное общение с актерами театра «Современник». Было очень интересно, и думаю, что такие встречи стоит посещать не только зрителям спектакля, но и студентам театральных вузов и даже уже самостоятельным актерам. Спасибо Центру Галереи Чижова за такую возможность! Здесь можно не только совершить покупки и провести досуг, но и культурно обогатиться.
СПРАВКА «ГЧ»
Жанра спектакля, который «Современник» привез в Воронеж, определяют как «сказку» или «прочитано близко к тексту». Как отзывались о постановке критики, «Мертвые души» в данном случае рассказаны в духе страшных сказок из «Вечеров на хуторе близ Диканьки», а сама история сыграна пятью актерами, меняющимися ролями. Режиссер Дмитрий Жамойда изначально решил отказаться от использования сложного грима и точного следования сюжету. В итоге постановка получилась пронизанной атмосферой некой мистификации и превращения.
РОЛИ ИСПОЛНЯЮТ
Гоголевских персонажей в экспериментальном спектакле играют пять человек. Это Кирилл Мажаров («А счастье где-то рядом»), Илья Древнов («Ворошиловский стрелок»), Татьяна Корецкая («Нам здесь жить»), Янина Романова («Кино про кино») и Рашид Незаметдинов («Жизнь и судьба»).