Анатомия неигрового кино
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Анатомия неигрового кино

29 марта 2012 / просмотров – 1637
Городская жизнь
24 марта в Областном доме журналистов состоялся мастер-класс режиссера ВГТРК Юрия Гавердовского «Производство видеофильма». Благодаря инициативе Студии экранного творчества «Телескоп» при поддержке арт-группы «Квадрат» воронежцы, не равнодушные к киноискусству и документальному кино, могли узнать о порядке продвижения по пути от замысла к его реализации, особенностях выразительного языка кинематографа и классических приемах работы над неигровым жанром.
Внедрение в искусство цифровых технологий открыло перед режиссерами новое, практически неизведанное кинематографическое пространство и широкий арсенал инструментов, позволяющих до мельчайших подробностей воссоздать события известной сказки, фантастического фильма или леденящего душу «хоррора». На смену трудоемкому процессу работы над кинолентой пришло «искусство», доступное для широких масс: в каждом доме найдется телефон или фотоаппарат с функцией видеосъемки, а при желании можно приобрести достаточно качественную видеокамеру. И вот, несколько нажатий на кнопки… «Камера… Мотор!» Но кинематографическая магия так и не появляется, потому что кино – это не просто отснятый видеоматериал, а гораздо более сложное явление.

От идеи к реализации
Сюжет для документальных фильмов подсказывает сама жизнь: судьбы людей, исполненные драматизма исторические события минувших эпох и наших дней. Однако для того, чтобы родился фильм, недостаточно фабулы и последовательности сменяющих друг друга кадров. Факты – лишь материал, который необходимо осмыслить и отобрать.
Как рассказал участникам мастер-класса Юрий Гавердовский, на протяжении всего пути от идеи к ее реализации, количество людей вовлеченных в съемочный процесс увеличивается и, порой, именно подготовительный этап занимает большую часть времени работы над кинолентой. В определенной степени, от режиссера–документалиста требуется гораздо больше творческого чутья, нежели от человека, снимающего художественный фильм, ведь здесь исходный материал – это реальный мир, который подчиняется своим законам драматургии. Во многом результат зависит от личности режиссера: чтобы снимать качественное документальное кино недостаточно обладать образным мышлением, нужно видеть не только внешнюю, но и внутреннюю сторону явлений и событий. Режиссер – дирижер, который должен разбираться во всех тонкостях процесса производства фильма, только тогда можно добиться согласованности работы съемочной группы с художественным замыслом.
Подобные мастер-классы – связующее звено между старшим и младшим поколением. Организация встреч с опытными мастерами – лишь первый шаг на пути к созданию прочного фундамента, объединяющего классическую школу киноискусства с ее непреходящими ценностями и современные технологии, открывающие необозримые просторы для поиска новых средств художественной выразительности.
Юрий ГАВЕРДОВСКИЙ, режиссер ВГТРК, ведущий мастер–класса:
– Формирование видеокультуры – наша сверхзадача. Мы стремимся создать своеобразную ауру культурного пространства в тех аспектах, которые мы можем себе позволить: познакомить людей с кинематографом, анимацией, привить хороший вкус и научить понимать то, что они видят. Это основная задача нашей деятельности.
Дело в том, сегодня понижение культуры – стремительный процесс: те эталоны, которые должны были бы стать основой сознания современного человека, замещаются псевдоидеалами. И когда человек, не обладающий достаточным уровнем образования, начинает работать с камерой, он, к сожалению, ориентируется не на базовые культурные ценности, а на то, что дает обществу массовая культура телевизионного шоу.
Отрицать существование врожденных талантов, данных природой, нельзя. Но они получат развитие только в том случае, если человек попадает в определенную среду, которую нужно создавать. Мы стараемся это делать: повысить интерес к культуре в целом, не только к кинематографу, но и к литературе, живописи, театру. Вне зависимости от уровня образования, человек может уловить в произведении искусства что-то абстрактное и прекрасное, и, без сомнения, эти впечатления отложатся у него в памяти, но знаток в этой же ситуации будет наслаждаться деталью. И чем больше в обществе людей, способных заметить и понять значимость таких нюансов, тем выше общий уровень культуры.
Татьяна БАТЕХИНА, участница мастер-класса:
– Несмотря на то, что у меня мало опыта работы с видеокамерой, я с удовольствием пришла на сегодняшнюю встречу и не пожалела. Здесь говорилось о простых и одновременно сложных вещах, которые не всегда понятны человеку, только-только решившему связать свою жизнь с неигровым жанром кино. Я обязательно буду активно участвовать в подобных мероприятиях, потому что это удивительная возможность перенять опыт у профессионалов в своем деле. Подобные мастер-классы для меня особенно важны: в перспективе моя работа будет связана со съемкой видеоматериалов, и, конечно, хотелось бы осуществлять ее на достойном уровне.
Светлана Рейф
239-09-68
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели