Интернет-аптекам в России быть?
В современном мире не выходя из дома можно купить практически все, что пожелаешь, был бы интернет. Но есть и исключения. Так, в России законодательно запрещена онлайн-продажа лекарств. При этом есть интернет-витрины – сайты, где можно выбрать препарат, прочитать инструкцию, посмотреть цену и сделать предзаказ. Однако саму покупку виртуально не совершить – для этого, как ни крути, нужно идти в аптеку. Но и этой возможностью пользуются сегодня четверть интернет-пользователей, а Google, зафиксировал, что с 2014 года стабильно растет количество поисковых запросов, связанных с покупкой лекарств онлайн. За последний год их количество увеличилось в 2 раза.
Там, где есть спрос, появляется и предложение. Если не урегулировать вопрос на законодательном уровне, будет развиваться теневой рынок. Так, по результатам мониторинга правоохранительными органами было выявлено около 700 интернет-ресурсов (включая площадки с бесплатными объявлениями и социальные сети), на которых предлагались к продаже рецептурные лекарственные средства, сильнодействующие, психотропные и наркотические препараты.
Учитывая запрос общества и интенсивность развития цифровых технологий в целом, Государственная Дума работает над законопроектом, устанавливающим правила безопасной дистанционной продажи лекарств. Документ разрешает торговать через интернет препаратами, для которых не требуется рецепт врача, но только аптекам, имеющим фармацевтическую лицензию.
Продажа рецептурных лекарств, при этом, остается под запретом. Площадки, нарушающие эти правила, попадут в Единый реестр запрещенных в России сайтов и доступ к ним будет ограничен.
Предъявите рецепт
Законопроект был внесен в 2017 году и прошел первое чтение, но вызвал много споров в экспертном сообществе. Так, Минздрав и Росздравнадзор настаивают на текущей формулировке – «разрешить дистанционную торговлю препаратами без рецепта». ФАС, наоборот, считает, что необходимо продавать через интернет все медикаменты, и рецептурные в том числе, иначе нововведение не решит свою основную задачу – повышение доступности лекарственного обеспечения.
Директор Департамента лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий Минздрава Елена Максимкина допускает, что рецептурные лекарства могут продаваться дистанционно, но случится это не раньше введения их обязательной маркировки и повсеместного использования электронных рецептов.
Крупные аптечные сети считают слабым местом не урегулированный в документе вопрос доставки: будут ли это фармацевты или курьеры без специальных требований к их образованию? Исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей Нелли Игнатьева, считает, что во втором случае пациент остается незащищенным. По ее мнению, разрешить доставку медикаментов пациентам, которые не могут встать с кровати нужно, но решить эту проблему должны не интернет-агрегаторы. Те, кто передает лекарства гражданам, должны иметь образование фармацевта. Закон не должен открыть новые каналы для сбыта препаратов сомнительного качества через псевдоаптеки.
«Дистанционный способ приобретения лекарственных препаратов будет востребован у той части населения, которая по каким-либо причинам не может самостоятельно добраться до аптеки, – полагает директор БУ ВО «Воронежский центр контроля качества и сертификации лекарственных средств» Олег Селютин, – Эта сфера должна законодательно регулироваться, а аптечные организации должны будут получить разрешение на данный вид деятельности. Перед покупкой гражданам следует убедиться, что компания имеет лицензию на право заниматься фармдеятельностью и может предоставить копии документов, подтверждающих качество лекарственного препарата. При таком раскладе риски приобрести фальсификат будут сведены к минимуму. К тому же, независимо от формы торговли, правила рецептурного отпуска утверждены приказами Министерства здравоохранения №1175 и №403н».
У региональных представителей фармацевтического рынка свой взгляд на ситуацию. «В настоящее время в нашем регионе объем интернет-бронирования в фармритейле составляет около 5%. Это достаточно невысокий показатель. Поэтому дистанционный способ покупки лекарств – это все же больше сервисное удобство, чем острая необходимость, – убежден руководитель аптечной сети «Фармия» Роман Кубанев, – Для покупателей риск минимален, если продавцом является не некий сетевой «фарм-агрегатор», а проверенная аптечная сеть с надежной репутацией. Такие ритейлеры не будут рисковать своим именем, реализуя некачественные лекарства через интернет. Что касается дистанционной торговли рецептурными лекарствами, мое личное мнение – это недопустимо. По крайней мере, в настоящее время. Во-первых, здесь остро стоит вопрос этики. Во-вторых, действующее законодательство имеет много «пробелов» в области интернет-продажи лекарств, и разрешение торговли рецептурными препаратами может привести к множеству проблем и разбирательств. В целом, в последние годы значительно обострилась конкуренция на фармрынке. В частности, укрепляются позиции аптечных сетей-дискаунтеров, которые делают акцент на «мгновенное обогащение», а не на помощь населению в виде продажи качественных препаратов. В связи с этим, введение маркировки лекарственных средств должно благотворно сказаться на сложившейся ситуации. С одной стороны, для сетей это грозит затратами на оборудование для маркировки. С другой – «недобросовестные» аптеки либо выйдут из игры, либо начнут играть по правилам. Для аптечной сети «Фармия» введение маркировки препаратов не является проблемой, поскольку качество товаров всегда было для нас приоритетом».