«Авиадартс»: техника пилотирования
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

«Авиадартс»: техника пилотирования

28 июня 2013 / просмотров – 2803
Городская жизнь
Всероссийские соревнования экипажей армейской и штурмовой авиации, проходящие на «Балтиморе», продолжаются. Летчики показали мастерство пилотирования

В соревнованиях участвует 50 экипажей. Самолеты выстроились рядами. Они выглядят на земле достаточно большими и даже чуточку неуклюжими. Но вот они выкатываются на место взлета. Самолет лихо и легко разбегается, кажется, что он весь подобрался, сжался, чтобы мягким кошачьим движением прыгнуть вверх. В полете, в небе они выглядят совершенно по-другому – аккуратными, ловкими, и очень быстро исчезают из виду.

Вертолеты взлетают более плавно – в них нет стремительности штурмовика, но есть спокойное достоинство и даже величавость. Они солидно разворачиваются и тоже выкатываются к месту взлета. Вот они отрываются от земли и проворно набирают высоту. В воздухе они напоминают аквариумных рыбок.

Эти «рыбки», несущие на борту неуправляемые ракеты, будут стрелять на поражение по определенным жеребьевкой наземным целям. Среди вертолетов и штурмовиков из разных регионов России, собранных на «Балтиморе» на время соревнований, есть машины, участвовавшие в боях. На борту одного из самолетов – 6 звезд. Как мне объяснили, они могут обозначать как количество боевых вылетов, так и число пораженных наземных целей. Подобная техника успешно используется во время вооруженных конфликтов: на счету вертолетов Ми-24 – участие в порядка 30 войнах, штурмовики Су-25 (также известные как «Грачи») прошли боевую оценку в Афганистане, использовались во время войны в Осетии и второй чеченской кампании, а также во время конфликтов в других странах.

Спартанский пейзаж

Каждой паре летчиков задано определенное время вылета и прохождения контрольной точки. Они вылетают по очереди, аэродром пустеет. Открытое пространство пронизано солнечными лучами. Здесь почти нет тени. Вдоль полосы стоят пугала и перекладины, с которых свисают бутылки, вернее, пятилитровые пластиковые баклажки, которые оклеены осколками зеркал. Попадание птицы в двигатель может вывести его из строя, поэтому используют все, что может отпугнуть их с полосы.

Даже во время затишья аэродром не кажется ни пустым, ни заброшенным. Замечаю человека в синем комбинезоне на велосипеде, вероятно, это представитель инженерной службы – далеко не все расстояния на аэродроме легко пройти пешком.

С небес на землю

Пилоты возвращаются с задания. Самолеты опускаются на шасси по-кошачьи, шасси пружинят. Вылетает тормозной парашют. Самолеты выкатываются на полосу, становятся на место и летчики спускаются на землю.

– Подобные соревнования были в советское время, потом какое-то время их не проводили, а в современной истории они состоятся первый раз, – объясняет командир авиационного звена Евгений Кошелев, база «Кант», Чуйская область. – Я сам уже 16 лет летаю, 12 лет служил в Буденновске. Эти соревнования для меня – способ проверить себя, показать умения в непростой психологической обстановке. Мероприятие очень масштабное, здесь собрались летчики из разных регионов, и мы находимся не только под наблюдением тех, кто оценивает соревнования, но и под прицелом фото- и видеокамер, что непривычно. Задание вполне обычное для летчиков, мы неоднократно выполняли его. Нужно пройти контрольную точку в определенное время и точно зайти на цель. Ведущий должен направлять, а ведомый – следовать на заданной дистанции, прикрывая ведущего. Пара – это основная боевая единица, мы не летаем на задания поодиночке. Ведомый во время боевых действий может прикрыть ведущего или усилить его огневую мощь. Время вылета и прохождения задано до секунды, в него обязательно нужно уложиться. За нами наблюдают, чтобы оценить не только время, но и точность захода на точку.

Майор Владимир Мордасов из Липецка и его ведомый, капитан Андрей Лотоненко, лидируют по первому дню соревнований – у них больше всего баллов по теории и физической подготовке. Но основное количество баллов дают вылеты и точные попадания, поэтому летчики стараются не загадывать на будущее.

– Возможно, мы несколько сдадим позиции после полетов, но не факт. Это станет ясно только после объявления оценок. Я сам оцениваю время прохождения как отличное, вероятно, мы можем рассчитывать на достаточно высокий балл, – говорит Владимир.

В кабине самолета – один пилот, тогда как в вертолете – двое: командир и летчик-оператор. Оператор осуществляет поиск и распознавание цели, помогает командиру.

Полетное задание нам не в новинку, – говорит старший летчик Евгений Чекмарев, прибывший из Приморского края. Он управляет вертолетом Ка-52. – Но есть волнение, ведь эти соревнования – нечто большее, чем наши обычные состязания. Я еще не думал о том, что будет, если я выиграю, не загадываю так далеко. Поступление в академию для меня не самоцель, мне гораздо интереснее сейчас показать свои умения и посоревноваться с лучшими летчиками из других регионов.

– Можете ли оценить, чем сложнее управлять – самолетом или вертолетом?

– Везде свои сложности. Вертолет сложнее по технике пилотирования, а в управлении самолетом важно успеть сориентироваться, так как летчик идет на большой скорости.

К слову, в том, что волнуется, признавался не один летчик, несмотря на то, что явно выполнял подобные задания не раз. Незнакомое место, повышенное внимание и масштабность мероприятия не могут не вызывать таких эмоций.

Равные условия для всех

Представитель пресс-службы Артем Шерстюков рассказал, что соревнование проходит на незнакомых для пилотов аэродроме и полигоне и на «не своей» технике, для того, чтобы все были в равных условиях и имели одинаковые шансы на победу. И техника и мишени были распределены жеребьевкой – ведущий летчик вытягивал номер борта для себя и для ведомого. Таким же образом распределялись мишени. Сдавая технику пилотирования, летчики могли оценить полигон и сориентироваться по территории.

Пилоты приводили свою технику, но не все – кто-то прилетел обычным рейсом. В любом случае, почти каждому достался самолет, на котором он никогда не летал, только один человек сел за штурвал, за которым успел посидеть годы назад.

Пилоты выполняют подобные задания с курсантских лет и умеют гораздо больше, – говорит Артем Шерстюков. – Про отбор могу сказать, что здесь действительно собраны самые лучшие пилоты, которые не заняты на выполнениях других заданий. Командир никогда не пошлет на подобное мероприятие человека «для галочки», он выберет умелого летчика.

В небо взлетела красная ракета – это сигнал, что на сегодня полеты закончены.

С МЕСТА СОБЫТИЙ

Исполняющий обязанности начальника авиации главного командования ВВС Сергей Кобылаш, Герой России, полковник:

– Участников определяли при помощи отборочных туров в частях, соединениях и объединениях. У нас собрались достаточно молодые летчики, мы хотели, чтобы те, кто обладает отличными знаниями, умениями и потенциалом, имели возможность двигаться вперед. Мы решаем вопросы с классификаторами, чтобы эти летные упражнения пошли пилотам в зачет и они смогли повысить квалификационную категорию. Комиссии нами представлено 4 летчика, которым могут зачесть выполненные упражнения в счет сдачи на класс. Пилотам важны не столько призы, сколько возможность посоревноваться, показать себя с лучшей стороны. Это чисто человеческий азарт – хотеть быть первым. И, конечно, внимание к их деятельности тоже немаловажно, оно воспринимается как нематериальная награда. Подобных соревнований у нас не было довольно давно. Поскольку теперь мы планируем проводить их каждый год, нужно отработать методику, создать соответствующую полигонную обстановку. Соревнования среди пилотов армейской и штурмовой авиации должны стать в этом плане показательными, кроме того, для них нужен один аэродром и один полигон, в отличие от мероприятия, например, с участием бомбардировочной и истребительной авиации.

О событиях первого дня мероприятия читайте здесь.

Окончание - здесь.

 
Анна Попова
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели