«В рождении ребенка участвую двое»
Об истоках идеи поведать о сугубо женских переживаниях устами мужчин рассказал один из авторов спектакля, а также его актер Алексей Куличков:
– Идея родилась еще тогда, когда у меня появился первый ребенок. Я взрослый папа: сознательно женился в 29 лет, через год у нас по обоюдному желанию «образовалась» беременность, и все было очень здорово и красиво до тех пор, пока мы не попали в роддом. Хотелось прийти и разнести там все, останавливало только присутствие там мамочек. Я думал: почему такое отношение к беременным, несмотря на то, что с детства нам внушают, что дети – это чудо и радость? Я долго «вынашивал» идею написать что-то на эту тему, мы обсуждали это с Сергеем (Шевченко, соавтором спектакля и членом актерской труппы – ГЧ). Но «созрели» только к тому моменту, когда мы с женой ждали уже второго ребенка, – рассказал Алексей.
По словам авторов проекта, изначально идея состояла в том, чтобы сделать историю про роддом, врачей, отношение к роженицам, но уже после первого интервью (первым «донором истории» для документального спектакля стала беременная жена Алексея Куличкова, интервьюировал ее Сергей Шевченко) поняли, «что это история совсем о другом»:
– Одно из интервью собеседница начала со слов: «Если я не рожу этого ребенка, это будет преступлением перед человечеством». Нам стало очевидно, что это история пути, который проходит женщина за эти 9 месяцев, когда готовится стать матерью. Так что в итоге от первоначальной идеи осталось только то, что все роли будут играть мужчины. А в целом «месседж» спектакля наверное во многом выражен в фразе, которая прозвучит со сцены: «В рождении ребенка участвуют двое», – рассказал Сергей Шевченко.
«Главное, чтобы у всех все получилось!»
Участники постановки рассказали о том, что спектакль много раз проходил через обсуждения: и на уровне текста, и оформленного сценического действа. И одной и самых распространенных реакций зрительниц (большинство, хоть и не подавляющее, всегда в зрительном зале оставалось за прекрасной половиной человечества) было восклицание: «Где же вы были раньше? Почему не взяли интервью у меня? Вот у меня история…».
– Сам факт, что эта тема затрагивает каждого второго, уже очень радует, – признаются авторы.
Актер Алексей Черных рассказал о том, что ему не в новинку было погружаться в чувства и переживания беременной женщины: во время рождения своего ребенка он присутствовал на родах:
– Это случилось не по моей инициативе: настояла супруга. А на самом деле это страшно: ты стоишь в стеклянном боксе, и с кокой стороны ни глянь: там рожают в нашу сторону, и там тоже, и ты и стесняешься, и боишься одновременно. Там твое, там не твое, но переживаешь ты за всех одновременно. Одна мысль: «Главное, чтобы у всех все получилось!».
Алексей пояснил: миссия спектакля не в том, чтобы рассказать, «как это страшно»:
– У нас, напротив, была тема – не пугать. Внушить мысль об ответственности за рождение ребенка. И еще мы стараемся в спектакле давать возможность задуматься, но через юмор.
Встреча с новой личностью
Еще одной краеугольной мыслью спектакля стал тезис об осознанном подходе к рождению ребенка: по мнению команды постановки, важно, чтобы будущие родители задавали себе вопрос «зачем?». И очевидно, находили на него созидательный ответ, так как параллельный посыл спектакля – «рожать нужно».
– Одной из центральных фраз постановки стала «Рождение ребенка – это встреча с себе подобным, я встреча с новой личностью». Важно осознание ответственности, – уверены артисты.
Ненормативной лексики, натурализма и физиологических подробностей в спектакле не будет, обещают авторы. Есть только одна щекотливая тема – близость во время беременности.
– Мы специально от этого уходили – от шокирования, на котором построена вся современная драматургия. Но мы удивляем иначе. У нас нет юмора ниже «пупочного», – пояснил Алексей Черных.