Накануне, в СК РФ состоялось расширенное заседание коллегии, где подведены итоги работы следственных органов в 2014 году и намечены планы на 2015-й. Особенно резонансным оказался один из тезисов доклада председателя СК РФ Александра Бастрыкина, касающийся соотношения международного и российского права.
Александр Иванович обратил внимание на то, что на уровне Конституции РФ и Уголовно-процессуального кодекса в нашей стране закреплен безусловный приоритет международного права над национальным. По его мнению этот момент можно расценивать как «диверсию правового регулирования», поскольку такое положение дел играет против России. Вместе с тем в практике ряда других государств есть опыт успешной реализации более гибких механизмов, которые ставят нормы законодательства страны в более выгодное положение. Отказ от приоритета международного права мог бы укрепить независимость нашей страны в правовой сфере и вернуть Россию «к лучшим традициям отечественного судопроизводства».
Позднее в беседе с журналистами «Коммерсанта» пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков отметил, что лично он не знает, рассматривается ли Путиным «всерьез» такой вариант укрепления независимости РФ: «Президент ничего не говорил на эту тему».
Стоит отметить, что принцип верховенства норм международного права отражен в 15 статье Конституции в следующей формулировке:
«Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».
Стоит отметить, что изменения в первую и вторую главы Конституции, затрагивающие права и свободы человека и гражданина, могут вноситься при соблюдении специального регламента, соответствующее решение имеет право принять только Конституционное собрание. Практика же внесения правок в другие главы уже есть - Конституцию РФ меняли дважды: в 2007 году были изменены сроки полномочий президента и парламента и закреплены ежегодные отчеты кабмина перед парламентариями, в прошлом году – в документ были внесены корректировки в связи с объединением Верховного и Высшего арбитражного суда.