Андрей Бурцев, инвалид по слуху III группы, обожает читать. В магазины ходить неудобно: лишний раз ничего не спросишь у продавцов, а в каталоге написано все, что нужно. Поэтому он систематически делал большие заказы книг в Издательском доме «Ридерз Дайджест».
«Долг платежом красен»
В 2011 году вместе с каталогом ему пришло извещение о том, что «Ридерз Дайджест» благодарит Андрея Юрьевича за то, что он пользуется услугами данной компании и в качестве поощрения высылает мужчине подарок. Книголюб с радостью принял этот поощрительный презент. Какого же было его удивление, когда в 2014 году ему пришло извещение, что на нем долг в размере 1700 рублей. Неоплаченной оказалась та самая книга, которая три года назад была прислана в подарок…
«Они звонят и угрожают, что передадут дела в суд, если мы не оплатим этот долг, – сетует жена Андрея Юрьевича Нина Ивановна. – Я не знаю, на что они рассчитывают. Может, думают, раз муж глухой, то он ничего не понимает. Но о каком долге может идти речь, если на почте ему эту книгу отдали абсолютно бесплатно, не потребовав ни денег, ни залога – ничего! Ведь обычно при получении любого заказа работники не имеют права отдать товар, пока он не оплачен. А теперь уже некий банк названивает и уверяет, что мой муж в 2011 году заказал эту книгу, получил ее и не оплатил. И что если мы не отдадим долг, они передадут это дело в суд».
«Помогите!»
Компании такого плана традиционно славятся своими «щедрыми» акциями. Одна из самых распространенных: закажите как можно больше книг и получите машину в подарок. С каждым заказом приходит письмо, в котором сообщается, что данная покупка еще больше приблизила вас к заветному автомобилю или крупному выигрышу. И человек искренне верит, ведь от него не требуют ничего, кроме любви к книгам, за которую его наградят богатым подарком. И он не замечает, как грамотный маркетинговый ход вовлекает его в денежную пирамиду. Выпутаться из этого оказывается не так уж просто.
Вот какое письмо мы обнаружили в Интернете: «Помогите! Моя бабушка, которой 75 лет, заказывает книги у Издательства «Ридерз Дайджест» на протяжении 7 лет, все ожидая обещанных машин и миллионов! Звоню в отдел клиентской поддержки, девушка отвечает, что бабушка делает все добровольно и вычеркнуть ее из списка участников розыгрыша она не может. Книги все идут, долг все растет».
Адвокат компании на данное письмо отвечает: «Ваша бабушка дееспособна, то есть имеет полное право тратить свою пенсию и другие деньги, может приобретать книги и участвовать в лотерее. Другой вопрос, если она не дееспособна, но это может признать только суд»*.
Темное дело
Жена Андрея Бурцева обратилась за помощью в общественную приемную «Единая Россия». Женщину успокоили: действия банка неправомерны. «Во-первых, срок исковой давности данного дела истек. Если и был какой-то неоплаченный долг, то его должны были запросить в 2011 году. Поэтому даже если на мужчину подадут в суд, можно ссылаться на то, что срок исковой давности истек, и он не знал, что нарушает какие-то права. Вообще, в этой ситуации возникает много вопросов: почему выдали товар без денег, почему компания не приложила никакой договор, уведомление. Кстати, ситуация с Андреем Бурцевым не первая в нашей практике. В общественную приемную часто обращаются зачастую преклонного возраста люди, попавшиеся на так называемые «беспроигрышные акции». Им присылают письма о том, что они выиграли в лотерее, например, автомобиль. А потом оказывается, что это просто маркетинговый ход. И им предлагают для получения большого приза купить маленький товар».
Издательский дом уверяет, что «не разыгрывает свою продукцию в качестве призов стимулирующей лотереи, и у получателя не может сложиться впечатление, что товар предлагается бесплатно или может быть выигран в качестве приза. Внутрь посылки они всегда вкладывают счет, в котором зафиксирована стоимость товара». Скорее всего, Андрей Юрьевич выбросил этот счет, не прочитав до конца, что же именно ему предлагается в качестве «подарка».
Читайте между строк
Юрист общественной приемной советует в первую очередь обращать внимание на все документы, которые приходят с товаром, подробно изучать условия розыгрыша призов и заказа. «Если вам присылают какой-то сертификат, свидетельствующий о выигрыше, он должен быть распечатан на специальном бланке с голограммами, печатью, подписью. Во-вторых, самим лучше подобные документы не подписывать, а обратиться за консультацией к юристу. В-третьих, внимательно читать все договоры с компаниями, особенно те строчки, которые написаны мелким шрифтом. Чаще всего именно там содержатся различные дополнительные условия, с которыми клиент может категорически не согласиться».
Если же вы попали в подобную ситуацию, необходимо в первую очередь написать письменную претензию в саму компанию. Или связаться с издательством по телефонам, указанным на бланке счета и выяснить причину недоразумения. Если у вас возникнут дополнительные вопросы по полученным от компаний документам или трудности с составлением претензии, вы всегда можете обратиться в региональную общественную приемную (адреса и номера телефонов – на странице 11).
Мы призываем читателей «ГЧ» быть аккуратными с подобными маркетинговыми мышеловками и помнить знаменитую пословицу про бесплатный сыр.
Наталья ШОЛОМОВА
* Источник: www.uporov.ru