Бесплатный сыр в хитрой мышеловке, или как не попасться на уловки щедрых лотерей?
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Бесплатный сыр в хитрой мышеловке, или как не попасться на уловки щедрых лотерей?

5 февраля 2014 / просмотров – 1852
Онлайн-приемная

Многие покупки мы совершаем посредством различных каталогов. Это быстро, удобно и зачастую дешевле. Самое главное достоинство – не нужно бегать из магазина в магазин в поисках необходимой вещи. Открываешь журнал и, не спеша перелистывая страницы, выбираешь все: от носков до бытовой техники. Но, получая в очередной раз посылку с заказами, насторожитесь, не прислали ли вам что-то в подарок. Потому что рано или поздно за него придется заплатить…

Андрей Бурцев, инвалид по слуху III группы, обожает читать. В магазины ходить неудобно: лишний раз ничего не спросишь у продавцов, а в каталоге написано все, что нужно. Поэтому он систематически делал большие заказы книг в Издательском доме «Ридерз Дайджест».

 «Долг платежом красен»

 В 2011 году вместе с каталогом ему пришло извещение о том, что «Ридерз Дайджест» благодарит Андрея Юрьевича за то, что он пользуется услугами данной компании и в качестве поощрения высылает мужчине подарок. Книголюб с радостью принял этот поощрительный презент. Какого же было его удивление, когда в 2014 году ему пришло извещение, что на нем долг в размере 1700 рублей. Неоплаченной оказалась та самая книга, которая три года назад была прислана в подарок…

«Они звонят и угрожают, что передадут дела в суд, если мы не оплатим этот долг, –  сетует жена Андрея Юрьевича Нина Ивановна. – Я не знаю, на что они рассчитывают. Может, думают, раз муж глухой, то он ничего не понимает. Но о каком долге может идти речь, если на почте ему эту книгу отдали абсолютно бесплатно, не потребовав ни денег, ни залога – ничего! Ведь обычно при получении любого заказа работники не имеют права отдать товар, пока он не оплачен. А теперь уже некий банк названивает и уверяет, что мой муж в 2011 году заказал эту книгу, получил ее и не оплатил. И что если мы не отдадим долг, они передадут это дело в суд».

 «Помогите!»

Компании такого плана традиционно славятся своими «щедрыми» акциями. Одна из самых распространенных: закажите как можно больше книг и получите машину в подарок. С каждым заказом приходит письмо, в котором сообщается, что данная покупка еще больше приблизила вас к заветному автомобилю или крупному выигрышу. И человек искренне верит, ведь от него не требуют ничего, кроме любви к книгам, за которую его наградят богатым подарком. И он не замечает, как грамотный маркетинговый ход вовлекает его в денежную пирамиду. Выпутаться из этого оказывается не так уж просто.

Вот какое письмо мы обнаружили в Интернете: «Помогите! Моя бабушка, которой 75 лет, заказывает книги у Издательства «Ридерз Дайджест» на протяжении 7 лет, все ожидая обещанных машин и миллионов! Звоню в отдел клиентской поддержки, девушка отвечает, что бабушка делает все добровольно и вычеркнуть ее из списка участников розыгрыша она не может. Книги все идут, долг все растет».

Адвокат компании на данное письмо отвечает: «Ваша бабушка дееспособна, то есть имеет полное право тратить свою пенсию и другие деньги, может приобретать книги и участвовать в лотерее. Другой вопрос, если она не дееспособна, но это может признать только суд»*.

 Темное дело

Жена Андрея Бурцева обратилась за помощью в общественную приемную «Единая Россия». Женщину успокоили: действия банка неправомерны. «Во-первых, срок исковой давности данного дела истек. Если и был какой-то неоплаченный долг, то его должны были запросить в 2011 году. Поэтому даже если на мужчину подадут в суд, можно ссылаться на то, что срок исковой давности истек, и он не знал, что нарушает какие-то права. Вообще, в этой ситуации возникает много вопросов: почему выдали товар без денег, почему компания не приложила никакой договор, уведомление. Кстати, ситуация с Андреем Бурцевым не первая в нашей практике. В общественную приемную часто обращаются зачастую преклонного возраста люди, попавшиеся на так называемые «беспроигрышные акции». Им присылают письма о том, что они выиграли в лотерее, например, автомобиль. А  потом оказывается, что это просто маркетинговый ход. И им предлагают для получения большого приза купить маленький товар».

Издательский дом уверяет, что «не разыгрывает свою продукцию в качестве призов стимулирующей лотереи, и у получателя не может сложиться впечатление, что товар предлагается бесплатно или может быть выигран в качестве приза. Внутрь посылки они всегда вкладывают счет, в котором зафиксирована стоимость товара». Скорее всего, Андрей Юрьевич выбросил этот счет, не прочитав до конца, что же именно ему предлагается в качестве «подарка».

 Читайте между строк

Юрист общественной приемной советует в первую очередь обращать внимание на все документы, которые приходят с товаром, подробно изучать условия розыгрыша призов и заказа. «Если вам присылают какой-то сертификат, свидетельствующий о выигрыше, он должен быть распечатан на специальном бланке с голограммами, печатью, подписью. Во-вторых, самим лучше подобные документы не подписывать, а обратиться за консультацией к юристу. В-третьих, внимательно читать все договоры с компаниями, особенно те строчки, которые написаны мелким шрифтом. Чаще всего именно там содержатся различные дополнительные условия, с которыми клиент может категорически не согласиться».

Если же вы попали в подобную ситуацию, необходимо в первую очередь написать письменную претензию в саму компанию. Или связаться с издательством по телефонам, указанным на бланке счета и выяснить причину недоразумения. Если у вас возникнут дополнительные вопросы по полученным от компаний документам или трудности с составлением претензии, вы всегда можете обратиться в региональную общественную приемную (адреса и номера телефонов – на странице 11).

Мы призываем читателей «ГЧ» быть аккуратными с подобными маркетинговыми мышеловками и помнить знаменитую пословицу про бесплатный сыр.

 Наталья ШОЛОМОВА

* Источник: www.uporov.ru

Справка «ГЧ»

Редакция «ГЧ» уже не раз писала о проделках компаний, которые проводят «беспроигрышные» лотереи, пошагово объясняя, под какой вкусной начинкой они преподносят свои заманчивые предложения. Еще раз обращаем ваше внимание: в таких акциях всегда, чтобы получить приз, нужно потратить внушительную сумму денег. Но в результате ничего так и не получить, кроме бреши в семейном бюджете. Потому что такие акции носят лишь стимулирующий характер.

Справка «ГЧ»

Деятельность по проведению лотерей на территории РФ регулируется Федеральным законом от 11 ноября 2003 года № 138-ФЗ. Организация должна получить специальное разрешение на проведение лотереи. При ее прекращении организатор обязан опубликовать в СМИ сообщение об этом (пункт 2 статьи 16 ФЗ «О лотереях»). После этого гражданин уже не несет никаких обязательств  перед организатором лотереи.

Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели