Почему поколение next открывает собственный бизнес именно сейчас? Дело в том, что в кризис около 63 % молодых людей в возрасте от 18 до 35 лет остались без работы. В это же время выпускники вузов не могли трудоустроиться только потому, что руководители компаний неохотно брали в штат специалистов без опыта. Но карьеру сделать можно – например, став владельцем своего дела, уверены многие. Возраст при этом – не помеха, главное на пути к успеху – огромное желание реализовать свой потенциал. Старшие коллеги – успешные бизнесмены – добавляют: нужно отличаться деловой хваткой, знать толк не только в ведении дел, но и разбираться в тонкостях интересующей сферы деятельности. Но и это еще не все.
Борьба в квадрате
Нужно быть готовым к тому, что развивать собственное дело в России непросто. Молодого предпринимателя поджидают разные трудности: большие расходы, конкуренция, необходимость принимать ответственные решения. «Придется работать 25 часов в сутки, меньше нельзя, – предупреждает председатель Правления Регионального фонда содействия молодежному предпринимательству «Молодежь Воронежа XXI века», вице-президент Российского отделения Международной ассоциации бизнес-коммуникаторов Геннадий Шаталов. – Если вы к этому не готовы, не стоит даже начинать. Предприниматель – это человек, который не боится трудностей и всегда борется с обстоятельствами, которые мешают развитию бизнеса». Его поддерживает еще один эксперт – председатель комитета Торгово-промышленной палаты Воронежской области по предпринимательству и развитию потребительского рынка Илья Ерихонов: «Жизнь – это борьба, а жизнь в предпринимательстве – борьба в квадрате, – отмечает он. – В последние годы были сделаны значительные шаги для того, чтобы поддержать бизнес: устранили одни барьеры – административные, появились другие – экономические. Молодых предпринимателей это пугает, поэтому открыть свое дело готовы многие, а открывают – единицы: боятся проблем».
По любви и расчету
Мероприятия «Школы молодежного предпринимательства» – форумы и фестивали – помогают людям определиться в жизни: это не только ликбез для будущих бизнесменов, полезные мастер-классы и тренинги, это еще и разговор о том, как страстное увлечение превратить в прибыльный проект.
![]() | Бизнес-идею нужно выбирать так же, как «вторую половинку» – по любви или по расчету | ![]() |
По мнению экспертов, идею нужно выбирать так же, как «вторую половинку» – по любви или по расчету. Идеальный вариант, если новый проект напрямую связан с хобби: только в этом случае бизнес будет приносить удовольствие, а не напрягать. При этом хорошая затея – только половина успеха, нужно понимать, как ее воплотить в жизнь. «В фильме «Facebook» это показано более чем наглядно, – уверен директор Коминтерновского филиала завода ЖБК Иван Дорощук. – У главных героев была отличная задумка, которую другие перехватили, раскрутили и заработали миллиарды. Мораль такова: даже самая креативная идея без понимания того, как она будет реализована, ничего не стоит».
Деньги или люди?
Эксперты уверены: деньги при старте бизнеса нужны, но они играют не такую важную роль, как люди. «Когда одного известного ресторатора спросили, сложно ли открыть новый ресторан, он ответил: «Сначала я ищу хорошего управляющего, а уже потом запускаю проект», – привел пример генеральный директор ЗАО «Робин Сдобин» Александр Губарев.
При этом одним для раскрутки не нужно ни копейки, другие тратят десятки и даже сотни тысяч – и все впустую. Например, то, как продвигал свои услуги известный сегодня веб-дизайнер Артемий Лебедев, – пример показательный. «Сначала он создал свое первое портфолио – это были логотипы мифических компаний, – рассказал Иван Дорощук. – С этими работами шел на переговоры к потенциальным заказчикам. Бывало, даже подсаживался к людям в самолетах и показывал свои эскизы, и они могли оценить, какой перед ними дизайнер. Сегодня студия Артемия Лебедева – одна из самых известных, среди ее заказчиков – крупные компании и корпорации».
Никаких джентльменских соглашений!
Развивать бизнес с родственниками или нанимать специалистов со стороны – вопрос, скорее, риторический. По мнению Александра Губарева, работать бок о бок с близкими людьми и друзьями можно. Так же, как и с незнакомыми. Но где больше гарантий, что коллеги не подведут? Их просто нет, поясняют эксперты.
![]() | Молодых бизнесменов не пугают ни трудности, ни конкуренция | ![]() |
И еще одно. Не заключайте никаких джентльменских соглашений: сейчас не то время, чтобы верить людям на слово. Поэтому каждая договоренность должна быть оформлена документально. В случае непредвиденных ситуаций и разбирательств в суде даже расписка может «сыграть» на вашей стороне, заключил эксперт.
Бонус от государства
После таких предостережений и рекомендаций у начинающих предпринимателей появилась уверенность: развивать свое дело в Воронеже можно – для этого созданы все условия, есть помощь не только от успешных бизнесменов-наставников, но и от государства. Станет ли это толчком для того, чтобы в нашем регионе развивалось молодежное предпринимательство? Будут ли открываться компании, предлагающие воронежцам новые товары и услуги? Все зависит от молодежи – активной и рискованной, которая сегодня делает ставку на себя, а государственную поддержку рассматривает как дополнительный бонус.
ВАШЕ МНЕНИЕ
Вы открыли собственное дело или только собираетесь это сделать? У вас есть вопросы, связанные со стартапом, развитием бизнеса или проблемами при его становлении? Вы хотите больше узнать о программах поддержки предпринимательства на федеральном или региональном уровнях? Задавайте свои вопросы нам. Вы получите квалифицированный ответ от наших экспертов. Ждем ваших отзывов и комментариев по электронной почте pressa@gallery-chizhov.ru или по телефону 261–99–99.
Вы открыли собственное дело или только собираетесь это сделать? У вас есть вопросы, связанные со стартапом, развитием бизнеса или проблемами при его становлении? Вы хотите больше узнать о программах поддержки предпринимательства на федеральном или региональном уровнях? Задавайте свои вопросы нам. Вы получите квалифицированный ответ от наших экспертов. Ждем ваших отзывов и комментариев по электронной почте pressa@gallery-chizhov.ru или по телефону 261–99–99.