Одни владельцы компаний, отвечая на вопрос, что мешает развитию их собственной фирмы, во всем винят власть. Другие живут одним днем, не думают и не планируют будущее, поэтому не готовы к стремительному развитию. Третьи признаются: все проблемы – в области психологии: «Головы у некоторых людей, которые занимаются предпринимательством, остались в прошлом, в то время как бизнес развивается, меняются его формы и содержание, поэтому идти в ногу со временем не прихоть, а необходимость».
«Заморозить» тарифы
Один из воронежских предпринимателей – владелец киоска, павильона и магазина – уверен: с существующими сегодня тарифами на электроэнергию работать невозможно. «Мне пришлось сдать их в аренду по одной простой причине: работали в убыток, потому что электричество «сжирало» всю прибыль», – отметил он. И предложил ввести мораторий на ближайшие три года: нужно «заморозить» тарифы, чтобы свет не дорожал, как это обычно случается, с 1 января на 10-15 %. «Это не желание, а необходимость», – подчеркнул бизнесмен.
Еще одна предпринимательница рассказала, что ей пришлось обойти 31 чиновника, чтобы согласовать и получить разрешительную документацию. «В такой ситуации, думаю, многие бросили бы эту затею, но я принципиально решила идти до конца и дошла», – поделилась женщина. Она уверена: сегодня ведут бизнес только смелые и упертые, и это далеко не богатые люди.
Обрести уверенность
Свое мнение, почему предприниматели чувствуют себя неуверенно, высказала Любовь Рощупкина, владелец сети салонов красоты. «Сначала у нас были идеи, мысли, планы, как развивать бизнес. Но после того как произошло насыщение рынка – появилось больше торговых точек, фирм: мы растерялись, потому что не приучены и не умеем работать в условиях конкуренции, – рассказала Любовь Васильевна. – Этому нужно учиться у тех, кто может – например, у немцев».
Совсем недавно воронежская предпринимательница побывала в Германии – по приглашению Торгово-промышленной палаты города Майнц. Российскую делегацию познакомили с инвестиционными проектами, основами кредитования и международного права. «Именно там обретаешь уверенность, учишься работать с конкурентами, которых коллеги-немцы не боятся, – делится впечатлениями Рощупкина. – Ведь в Германии если твой бизнес связан с мебелью, то таких магазинов – целая улица, если кафе или рестораны – то же самое, и так во всем».
![]() | После того как произошло насыщение рынка, предприниматели растерялись, потому что не приучены и не умеют работать в условиях конкуренции | ![]() |
ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ
Любовь РОЩУПКИНА, предприниматель:
– В бизнесе я уже 15 лет и уверена: если компания не стоит на месте, развивается, то дальнейшие перспективы просматриваются четко. И наоборот: когда нет движения вперед, фирма «загибается» и вскоре разваливается. Предпринимателям нужно постоянно обучаться и совершенствоваться. Рядом с руководителем, владельцем компании, обязательно должны быть молодые люди, вместе с которыми необходимо искать пути развития. Поэтому в дело стоит привлекать своих детей: они – «третья нога» бизнеса. Но самое главное: нужно не бояться и учиться работать в условиях конкуренции. Считаю, что у малого и среднего бизнеса в Воронеже перспективы есть, и я их вижу.
Александр ХОЛОД, начальник отдела социально-политических исследований и проектов управления экспертной и контрольной работы правительства Воронежской области:
– Когда предпринимательство в России только зарождалось, люди открывали собственное дело, «чтобы выжить». Сегодня эта модель себя изжила, а новой у некоторых владельцев компаний еще не появилось. Проблем в бизнесе сегодня немало, и мы будем обязательно решать те, которые находятся в рамках нашей компетенции. Но, например, заморозить тарифы на электроэнергию, как предлагают многие, не удастся: энергетический рынок в России весь приватизирован. Что касается ларьков и киосков, то еще 5 лет назад было понятно: это бесперспективное вложение. Если предприниматель хочет заработать, то уходить из бизнеса нужно на пике – извлечь максимальную прибыль и вложить эти деньги в новый проект. Нельзя жить одним днем, месяцем или кварталом. Нужно реально видеть перспективу, постоянно работать и планировать бизнес стратегически.
Любовь РОЩУПКИНА, предприниматель:
– В бизнесе я уже 15 лет и уверена: если компания не стоит на месте, развивается, то дальнейшие перспективы просматриваются четко. И наоборот: когда нет движения вперед, фирма «загибается» и вскоре разваливается. Предпринимателям нужно постоянно обучаться и совершенствоваться. Рядом с руководителем, владельцем компании, обязательно должны быть молодые люди, вместе с которыми необходимо искать пути развития. Поэтому в дело стоит привлекать своих детей: они – «третья нога» бизнеса. Но самое главное: нужно не бояться и учиться работать в условиях конкуренции. Считаю, что у малого и среднего бизнеса в Воронеже перспективы есть, и я их вижу.
Александр ХОЛОД, начальник отдела социально-политических исследований и проектов управления экспертной и контрольной работы правительства Воронежской области:
– Когда предпринимательство в России только зарождалось, люди открывали собственное дело, «чтобы выжить». Сегодня эта модель себя изжила, а новой у некоторых владельцев компаний еще не появилось. Проблем в бизнесе сегодня немало, и мы будем обязательно решать те, которые находятся в рамках нашей компетенции. Но, например, заморозить тарифы на электроэнергию, как предлагают многие, не удастся: энергетический рынок в России весь приватизирован. Что касается ларьков и киосков, то еще 5 лет назад было понятно: это бесперспективное вложение. Если предприниматель хочет заработать, то уходить из бизнеса нужно на пике – извлечь максимальную прибыль и вложить эти деньги в новый проект. Нельзя жить одним днем, месяцем или кварталом. Нужно реально видеть перспективу, постоянно работать и планировать бизнес стратегически.
По данным фонда «Общественное мнение», около 20 % респондентов считают коррупцию и взяточничество чиновников главным препятствием для развития малого и среднего бизнеса. Еще 18 % опрошенных уверены: в этом виноваты высокие налоги, около 10 % констатировали: движение вперед тормозит высокая стоимость аренды и электроэнергии. 30 % затруднились с ответом, подчеркнув, что сегодня у бизнесменов есть множество идей по улучшению их положения, но они остаются невостребованными.
Воронежстат опубликовал результаты выборочного обследования микропредприятий. В статистический регистр в 2010 году включено свыше 29 тысяч юридических лиц, наибольшее число которых – 43,1 %, или 12,6 тысяч – сосредоточено в торговле. При этом почти 90 % таких фирм являются микропредприятиями, 7,6 % – малыми, 2,6 % – крупными и 0,9 % – средними. В сфере торговли работает свыше 36 тысяч индивидуальных предпринимателей.
ВАШЕ МНЕНИЕ
Вы открыли собственное дело или только собираетесь это сделать? У вас есть вопросы, связанные со стартапом, развитием бизнеса или проблемами при его становлении? Вы хотите больше узнать о программах поддержки предпринимательства? Задавайте вопросы нам. Вы получите квалифицированный ответ от наших экспертов. Ждем ваших отзывов и комментариев по телефону 261-99-99 или по электронной почте pressa@gallery-chizhov.ru.
Вы открыли собственное дело или только собираетесь это сделать? У вас есть вопросы, связанные со стартапом, развитием бизнеса или проблемами при его становлении? Вы хотите больше узнать о программах поддержки предпринимательства? Задавайте вопросы нам. Вы получите квалифицированный ответ от наших экспертов. Ждем ваших отзывов и комментариев по телефону 261-99-99 или по электронной почте pressa@gallery-chizhov.ru.