Всегда на первом
Вскоре в Воронеже откроется школа централизованной подготовки по смешанным единоборствам. Сейчас формируется тренерский состав и решается вопрос с помещением. Предположительно, школа будет располагаться в спорткомплексе «Звездный».
«Все мы тренируемся как-то и где-то, – объясняет Илья Курзанов. – А благодаря Федерации спортивной борьбы будем вместе оттачивать мастерство и обмениваться опытом. Чтобы и в дальнейшем у нас шли только победы. Чтобы Воронеж всегда был на первом месте».
Кто универсален, тот и победит
Отличительная черта боев без правил – борьба представителей различных стилей. Они могут использовать любые броски, подсечки, всевозможные захваты, удушающие и болевые приемы. Но! В стойке нельзя бить противника локтями по голове, а в партере запрещены все удары локтями и коленями, кроме как по корпусу.
«Смешанный стиль – самый сложный, и это хорошо, – считает Артем Гришаев. – Допустим, выходит международник по боксу, а против него мастер спорта по борьбе. И у последнего есть все шансы победить. А если бы против этого международника вышел мастер спорта по боксу – он бы заведомо проиграл. В Mix Fight используются разные техники, и побеждает тот, кто более универсален».
Артем ГРИШАЕВ:
«Моя работа – сделать шоу»
В Америке зарплата бойца без правил напрямую зависит от того, может ли он сделать поединок зрелищным. Спортсмен, которого хотят видеть люди, всегда получает больше, вне зависимости от того, выигрывает он или проигрывает. А публике интересно что? Шоу, кровь, крики. Поэтому, чтобы красиво упасть, тоже нужен талант, уверен студент ВГУ Артем Гришаев.
Правда, сам Артем все больше выигрывает. Из 5 профессиональных боев – 4 победы. Проиграл всего один раз, парню из «Горца». Да и то, скорее всего, потому, что как следует не подготовился. Соперника поменяли в самый последний момент. И вместо предполагаемого ударника Артем попал на борца.
– Можно ли распланировать бой заранее?
– Конечно. Элемент неожиданности присутствует, но и элемент тактики тоже. Недели за две до боя мне говорят имя соперника. Я ищу видео в интеренете и смотрю, как он тренируется. Затем отрабатываю технические приемы. Так, Леха Невзоров (клуб «Red Devil», Старый Оскол) – левша, поэтому ребята-правши становились в соответствующую стойку, и я с ними работал. В итоге я его передышал, хотя по технике мы были примерно одинаковы. Помогла функционалка, выносливость.
– Эта встреча была одной из самых зрелищных на турнире.
– Да, люди любят жесткие и кровавые шоу. Но я делаю это для себя, а не для кого-то. Многие боятся выходить на ринг, опасаясь получать по голове. Если душа не лежит, человек не будет бороться ни за какие деньги. Даже миллион не поможет.
– Ваши близкие ходят на соревнования по смешанным единоборствам?
– Отец – один из моих тренеров. Мама иногда бывает. Она уже свыклась с мыслью, что это мой выбор. Тут было два варианта. Либо тотально абстрагироваться и не принимать участия в моей спортивной жизни, либо помочь: она врач. Девушка была только на первом бою, сильно переживала и теперь не ходит. Да и я не особо «за»: картина может быть кровавой. Однокурсники бывают регулярно.
– Сломанный нос – самая серьезная травма в вашей карьере?
– Все зависит от ситуации. Нос я сломал за две недели до боя на тренировке. Причем сам виноват: отвлекся, зазевался. Серьезных травм, как в том же футболе: разрывов сухожилий, вывихов, – хоккее или регби: выбитых зубы, сломанных рук – у нас нет. Здесь все ограничивается ушибами, синяками, выбитыми пальцами и иногда сломанным носом.
– Синяки потом долго сходят?
– Недели две. Мазью помажу – все проходит. Тренировкам они не мешают – это главное. Люди в маршрутках, правда, шарахаются, место уступают. Но это, скорее, бонус.
– Бои учебе на факультете РГФ не мешают?
– Все наоборот, учеба мешает спорту. Совмещать очень трудно. Хотя диплом я в любом случае получу, потому что учусь на стипендию. Язык – это специфика, его либо знаешь, либо – нет.
– Преподаватели делают скидку на то, что ты спортсмен?
– Долгое время они об этом не знали. Я не афишировал. Зато, когда появлялся с синяком под глазом, сломанным ухом или с носом набок, спрашивали: «Что с вами случилось?» Приходилось придумывать какие-то дурацкие отмазы, из серии: «На дверь наткнулся».
Илья КУРЗАНОВ:
«Я выхожу и делаю то, что умею»
Илья приехал в Воронеж из Липецкой области, поступил в институт физкультуры и продолжил заниматься любимым делом – армейским рукопашным боем. В турнирах по смешанным единоборствам стал участвовать с подачи тренера Юрия Гончарова.
– Трудно перестроиться с рукопашного боя на Mix Fight?
– В «армейке» есть кимоно, за которое можно прихватить, в боях без правил ты практически голый. Что хорошо, в рукопашном бое идет связка «нога-рука-проход», в М-1 – почти так же. На боях в Липецке, где проходил «Кубок городов России» было реально тяжело. Я первый раз участвовал в таких соревнованиях. Но ничего, постепенно привык. Бои – это профессиональное. «Рукопашка» – любительское. Да и знаете, спорт наш особенно не оплачивается. Ездим на соревнования за свои деньги. А здесь я тренируюсь в свое удовольствие, выступаю и могу подзаработать. А потом за премиальные съездить еще на какой-нибудь турнир.
– Вы придерживаетесь специальной диеты?
– Только когда сгоняю вес. Недавно ездил выступать в категории 70 килограммов, а получилось – в 65. За два часа пришлось сбросить несколько килограммов. Это трудно, но возможно. Тренер подсказал упражнения, специальную методику. Когда мы ехали в поезде, уже не ели. На ночь – дольку лимона и спать. Но так бывает нечасто. Обычно, когда подходят серьезные соревнования, ты заранее знаешь, в каком весе будешь выступать.
– Тренировки проходят каждый день?
– 5–6 раз в неделю по 2 часа. Если готовимся к боям, то ежедневно по 2 раза. Если утром прийти не получается, тренер наказывает – дает дополнительное задание. Я, к примеру, бегал по 30 минут. Одевался, выходил из дома, выбирал маршрут, засекал время и бежал по городу. Затем шел на учебу, а вечером – на тренировку.
– О чем ты думаешь перед боем?
– Когда выхожу на ринг, все мысли только о том, что нужно выступить достойно. Показать все, на что я способен. У меня нет особой тактики, может быть, потому, что опыта маловато. Я просто выхожу и делаю, что умею. Если соперник борец, буду стараться поработать в стойке. Войду с ним в клинч – сделаю бросок. Если же он ударник, буду переводить его в партер и дорабатывать уже там.
– Не обидно, что люди относятся к подобным соревнованиям как к шоу?
– Когда бьешься, а публика смотрит на тебя, как на обезьяну, – это неприятно. Говорят, в прошлом году в цирке зрители сидели и орали: «Ну чего ты там прыгаешь? Давай, ударь его! Сильнее бей!» Но в январе, когда я выступал, все было по-другому. Люди были заряжены, болели и поддерживали нас аплодисментами. Видимо, многие действительно понимали, что происходит на ринге, где болевой удар, а где – удушающий.
«Чем славится Россия? Она славится своими героями – и вот они эти герои! Популяризация единоборств способствует пропаганде здорового образа жизни, формированию позитивных жизненных установок. Только общими усилиями можно исключить приобщение нашей молодежи к курению, пьянству, наркомании и безделью, – считает представитель Лиги М-1 в Воронеже, мастер спорта по греко-римской борьбе Станислав Стародубцев. – Помогая развитию массового спорта, мы обеспечиваем будущее страны!»