Борис Андрианов: «Камерная музыка – моя любовь»
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Борис Андрианов: «Камерная музыка – моя любовь»

18 сентября 2020 / просмотров – 292
Культура

16 сентября гости Платоновского фестиваля, который проходит при поддержке Центра Галереи Чижова, услышали струнные секстеты Иоганнеса Брамса в исполнении выдающихся музыкантов России – скрипачей Гайка Казакяна и Никиты Борисоглебского, альтистов Андрея Усова и Федора Белугина, виолончелистов Александра Рамма и Бориса Андрианова.

«Военные летчики» классической сцены

«Организаторы форума попросили нас выбрать невероятно камерную программу, – рассказывает Борис Андрианов. – И я вспомнил, что когда-то, много лет назад, мы играли секстеты Брамса. Камерная музыка этого композитора одна из самых красивых. Несколько раз я исполнял данные произведения по отдельности. Это был прекрасный опыт, огромный шлейф послевкусия и сожаление, что я не могу это повторить… И вот мы решили попробовать. Я обзвонил ребят, и у нас получился такой звездный состав. В Брамсе, также как и в музыке Бетховена, очень много указаний автора, но все равно огромное пространство для творчества».

Подобные фестивальные концерты – события уникальные, потому что неизвестно соберутся ли музыканты вновь, чтобы сыграть эти произведения. У каждого из шести исполнителей много концертов, насыщенные гастрольные графики.

«В секстете все участники должны быть идеально подготовлены, знать не только свои партии, но и голоса вокруг, предвосхищать действия партнеров по сцене, – уверен виолончелист Борис Андрианов. – Ты живешь внутри этого организма, слышишь дыхание коллег. Это прекрасная, красивая история. Больше всего я люблю играть камерную музыку. Это экспромт и импровизация во всем, хотя динамические, темповые вещи прописаны в нотах. Готовность идти на компромисс».

«Реагировать на изменения с левой и правой стороны нужно мгновенно, – добавляет скрипач Никита Борисоглебский. – Кто-то говорил, что по скорости реакции исполнители камерной музыки уступают только военным летчикам».

«Играть камерную программу сложнее, чем сольный концерт, хотя многие, наверное, думают иначе, – подключается к беседе виолончелист Александр Рамм. – Никто никому не аккомпанирует, как с оркестром, все в ансамбле. Мы должны слушать друг друга и репетировать намного больше».

Самым сложным было собраться вместе и… договориться, кто что играет. Александр и Борис изначально не поняли друг друга и к моменту первой репетиции подготовили одинаковые партии. Благо она была сильно загодя, и Рамм успел «переучиться».

Не имей Амати, а умей лабати!

Никита Борисоглебский, который обычно играет на скрипке итальянского мастера Маттео Гоффриллера 1720-х годов, в Воронеж приехал с более современным инструментом. Борис Андрианов также сменил виолончель.

«Много лет я играл на старинном инструменте Доменико Монтаньяна из государственной Коллекции уникальных музыкальных инструментов. Но его у меня забрали, и теперь он будет лежать на полке. Для сотрудников музея – это экспонат, а для всех остальных – вещь, которая должна работать, – рассказывает Борис. – Я благодарен, что они нашли возможность выдать мне другую виолончель. Ее создал Карло Бергонци. Это потрясающий инструмент, который оказался мне даже ближе к рукам. Но, как говорится, «не имей Амати*, а умей лабати».**

Борис Андрианов: «Музыкант – это продукт, бизнес. Если ты еще и выглядишь неплохо, можешь это подчеркнуть, почему бы и нет? У исполнителей все понятно: если хочется вернуться на концерт – значит, это искусство. А если музыкант играет плохо, какие бы части тела он не оголял, это не сработает».

Александр Рамм играл на виолончели, которую сделал его друг Габриэль Жебран Якуб.

«Мой инструмент 2009 года, но ко мне попал в 2011-м. И знаете, что я заметил, за эти 9 лет? С каждым концертом он становится все лучше, – говорит музыкант. – Сравнивать со старинными виолончелями нельзя. Как можно сравнить Моцарта и Шостаковича или Пендерецкого? Некоторые слушатели, приходят в восторг от звука и начинают рассуждать об исторической ценности моего инструмента, его ауре, а узнав, что ему всего 11 лет, сильно расстраиваются».

«Инструмент не звучит, звучит исполнитель, – считает скрипач Гайк Казакян. – Профессионал сыграет на чем угодно, если это подходит к его рукам. Хотя я не отрицаю, что великий инструмент, помогает и, если он раскрывается под твоим смычком, эффект колоссальный».

Момент, когда рождается скрипач

Четверо из шести музыкантов уже бывали в Воронеже.

«Как минимум два раза я играл в вашем городе с оркестром и всегда мечтал приехать на Платоновский фестиваль, – комментирует Никита Борисоглебский. – Сейчас я исполнил секстеты. Через неделю состоится еще одно выступление».

Частный гость столицы Черноземья Борис Андрианов подчеркивает: «Воронеж – не музыкальная провинция. Здесь очень хорошая, избалованная публика, во многом благодаря Платоновскому форуму искусств, замечательным местным оркестрам и профессору Брониславу Табачникову».

Гайк Казакян вспоминает: «21 год назад первый раз в жизни я сыграл здесь концерт Паганини с оркестром. Приехал с одной программой, но что-то случилось, и в день выступления решили все поменять. Я должен был играть Равеля. Со мной был наш с Никитой профессор Эдуард Грач, и он предложил Паганини. Спонтанно. Конечно, я его уже готовил, но не к этому концерту. Поэтому Воронеж для меня – особенный город».

«Исполнение Паганини – как день рождения. В этот момент рождается скрипач», – пояснил Никита Борисоглебский.

Как подготовиться к концерту? «Если ты идешь на незнакомую программу, можно предварительно послушать произведения в хорошей записи, – советует Борис Андрианов. – Важно понимать стилистку композитора, знать его музыку, то, как ее играют».

*Амати – итальянская семья из Кремоны, занимавшаяся изготовлением струнных смычковых инструментов. Скрипки Амати имеют приятный, чистый, нежный, хотя и не сильный, тон.
**Лабати – лабать, то есть играть.

Ольга Ласкина
Лариса Карпызина
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели