Самый распространенный пример франчайзинговых отношений – сеть Макдоналдс. Своим именем фаст-фуд обязан двум братьям – Дику и Маку, которые открыли первую закусочную еще в 1948 году. Они приехали в Калифорнию в начале Великой депрессии в поисках работы. Накопив немного денег, открыли кинотеатр, но заведение не приносило большой прибыли. Тогда братья решили присоединиться к модному ресторанному бизнесу – а именно к системе дешевых закусочных, где клиенты могли сделать заказ и перекусить прямо в авто.
Макдоналдсы установили огромные грили, выкинули из меню все «лишнее» – то, что нужно было есть с ножом и вилкой. Заменили фарфоровую посуду на бумажную, и впервые применяли на кухне «принцип конвейера»: один сотрудник жарил котлеты, другой укладывал их в булки. Гамбургеры делались с одной начинкой: кетчуп, лук, горчица, маринованные огурцы. За счет этого американские бутерброды стали вдвое дешевле, и от покупателей не было отбоя. Общепит стал настолько популярен, что со временем такие заведения появились во многих странах мира. Это были новые компании, которые, работая под известным брендом, выплачивали «первоисточнику» роялти – вознаграждение.
Освоить новую территорию
По сути, это тиражирование успешно работающего, готового бизнеса, которое уже апробировано на практике. Франчайзер предоставляет право использовать свое имя, фирменный стиль, опыт, знания, технологии, ноу-хау в деятельности сторонней компании. Другая сторона – франчайзи – вкладывает инвестиции и приобретает право пользования технологией ведения бизнеса. Чтобы открыть франчайзинговую компанию, необходимы три вещи: деньги, время, кадры. При этом большую часть затрат берет на себя, естественно, франчайзи.
«Это стартовый капитал, аренда помещения, закупка оборудования и инвентаря, – рассказывает бизнес-консультант Аркадий Слуднов. – Предприниматель также обеспечивает новый бизнес оборотными средствами и оплачивает работу персонала. В общем, делает все то, что и «обычный» предприниматель».
Большой плюс нового представительства компании в том, что такой бизнес, как правило, не испытывает особых проблем при раскрутке – особенно, в регионах, отметил эксперт. Все дело в том, что франчайзи хорошо знают свой город, потребительские «запросы», и могут запустить проект быстрее, чем менеджеры, командированные из другого города. К тому же интерес к уже раскрученному бренду всегда выше – соответственно, покупателей больше.
Одна из составляющих успеха франчайзинга – профессиональный менеджмент. Это объясняется, прежде всего, мотивацией руководителя: собственник, вложивший «кучу денег» в свое детище, нацелен только на успех. Этого же требует и от своих подчиненных. «К подбору персонала он подходит более критично, но и в тоже время объективно. В его команду попадают лучшие из лучших, как бы банально это не звучало, – объясняет бизнес-консультант. – За счет этого обеспечивается высокий уровень обслуживания клиентов».
Бизнес по каталогу
«Однажды я услышала, как мой менеджер разговаривает с клиентами по телефону – я была в шоке! – рассказывает Полина, которая несколько лет назад открыла глянцевый журнал для будущих мам и детей по франчайзингу. – На месте того клиента я бы сразу положила трубку – и ни о каком сотрудничестве речи бы уже не шло. Пришлось еще раз объяснить, как вести диалог с потенциальными рекламодателями. Таких проблем больше не возникало».
По признанию Полины, франчайзинг она выбрала потому, что особо «заморачиваться» над задумками было некогда. «У меня была определенная сумма, которую необходимо было куда-то вложить, – поделилась она. – Я нашла сайт, где был представлен каталог франшиз, выбрала понравившуюся, оформила документы и начала работать. Это был самый удобный и приемлемый вариант. Правда, в настоящее время я отказалась от бизнеса. Если честно, просто надоело. Но сейчас я думаю о том, чтобы открыть магазин молодежной одежды – и это тоже будет франчайзинг».
В чем «загвоздка»?
Эксперты утверждают, что такой способ ведения бизнеса имеет больше плюсов, чем минусов – да и те незначительны. «Франчайзи снижают коммерческий риск, связанный с открытием новой компании в 4–5 раз, – рассказывает Аркадий Слуднов. – Кроме этого, ему оказывается поддержка со стороны компании франчайзера – например, в области закупок и снабжения. Банки охотнее финансируют такие предприятия: кредит и его условия для франчайзи более доступны. Есть преимущества и в использовании рекламных мероприятий франчайзера в рамках всей страны. Работа по этой схеме дает возможность централизовать маркетинговую деятельность». И, наконец, самые главные плюсы – это ослабление позиций конкурентов, усиление бренда и выход на региональные рынки.
ВАШЕ МНЕНИЕ
Вы открыли собственное дело или только собираетесь это сделать? У вас есть вопросы, связанные со стартапом, развитием бизнеса или проблемами при его становлении? Хотите больше узнать о программах поддержки предпринимательства? Задавайте свои вопросы нам. Вы получите квалифицированный ответ от наших экспертов. Ждем ваших отзывов и комментариев по электронной почте pressa@gallery-chizhov.ru или по телефону 261-99-99.
Вы открыли собственное дело или только собираетесь это сделать? У вас есть вопросы, связанные со стартапом, развитием бизнеса или проблемами при его становлении? Хотите больше узнать о программах поддержки предпринимательства? Задавайте свои вопросы нам. Вы получите квалифицированный ответ от наших экспертов. Ждем ваших отзывов и комментариев по электронной почте pressa@gallery-chizhov.ru или по телефону 261-99-99.