Космическая «черная полоса» продолжается: чуть менее чем за полгода уже произошло несколько «ЧП», которые заставляют задуматься о состоянии отрасли: 3 февраля была потеряна связь с «Экспресс-АМ33» - аппаратом, за счет которого обеспечивается вещание в аналоговом формате ряда федеральных каналов («Первый канал», «Россия-1», «Культура» и другие); 28 апреля космический грузовик «Прогресс-М27М», запущенный с Байконура, отклонившись от расчетной орбиты, не смог пристыковаться к МКС, а 8 мая сгорел в плотных слоях атмосферы над водами Тихого океана. Даже ночь на 16 мая была напряженной: двигатели пристыкованного к МКС «Прогресса-М-26М» не запустились, из-за чего не произошла коррекция орбиты.
Что касается очередного «ЧП» с печально известной ракетой-носителем, следует отметить, что специальной комиссии еще предстоит разобраться в причинах аварии. На настоящий момент из сообщений «Роскосмоса» известно, что третья ступень, разгонный двигатель и спутник сгорели в атмосфере. Теоретически обломки могли рухнуть на территории Забайкальского края, однако на настоящий момент их падение не зафиксировано.
Как сообщают корреспонденты РИА «Новости», ссылаясь на собственный источник в космической отрасли, до выяснения причин аварии запуски ракет-носителей типа «Протон-М» приостановлены.
В первые часы после ЧП некоторые специалисты высказывали опасения относительно вероятного попадания в атмосферу токсичного гептила, правда, чуть позднее представители МЧС выступили с вселяющим оптимизм заявлением, согласно которому местным жителям беспокоиться не о чем. Какие-либо разрушения или задымления отсутствуют. Тем не мене специалисты продолжают мониторинг. Как считают в Росгидромете, угроза загрязнения окружающей среды на территории РФ или соседних государств отсутствует. Известно, что Владимиру Путину доложили о произошедшем, однако развернутого официального комментария журналистом от пресс-секретаря президента добиться не удалось.
Удар по репутации
Потери Мексики, которая в результате аварии лишилась спутника, должна полностью покрыть страховка. Однако безболезненным для нашей страны инцидент назвать нельзя. С 2011 по 2014 год из 120 запусков 9 оказались неудачными. Таким образом, количество российских «провалов» в процентном выражении составляет порядка 7, 5 %, если учитывать две неудачи 2015-го – 8,5 %. Статистика – не идет на пользу репутации нашей страны как партнера в области космонавтики.
Структурные проблемы, диверсия или случайность?
Попытаемся систематизировать все версии.
1. Психологическое напряжение.
По мнению главреда журнала «Новости космонавтики» Игоря Маринина, очередную неудачу спровоцировало «состояние психологического напряжения у работников предприятий космической отрасли РФ». Дескать, всему виной этап реформирования отрасли. С завершением этого периода проблема будет ликвидирована.
2. Снижение уровня культуры производства.
Если для новой техники «нештатки» - следствие отработки изделия, то повышение аварийности среди проверенной временем техники должно натолкнуть на мысль о снижении качества, недостаточной квалификации кадров, нарушении технологии - т.е. падении культуры производства.
3. Диверсия
Некоторые спикеры, в том числе представители ЛДПР, убеждены, что к расследованию причин аварии должны подключиться органы госбезобасности. Так, Михаил Дегтярев отметил, что, возможно, не случайно ЧП с двумя разными ракетами произошло после того, как Владимир Путин внес на рассмотрение в Госдуму законопроект о создании госкорпорации «Роскосмос».
4. Провал в подготовке кадров
Депутат от КПРФ Сергей Собко напомнил о том, в каком плачевном состоянии находилась отрасль в 90-е годы. Он посетовал на то, что в данной сфере работают либо специалисты, прошедшие советскую школу, либо неопытная молодежь. А промежуточного звена, так называемой «золотой середины», нет.