- Мир, в котором можно было дешево занять, перепродать и жить «как-нибудь», закончился.
Видим, как, трещат по швам так называемые, «развитые» экономики, построенные на печатании денег и колоссальном госдолге (госдолг США – $37 трлн, проценты по нему выше оборонного бюджета!). Промышленность Германии валится из-за потери наших ресурсов.
Россия сделала другой выбор. Наш выбор – суверенитет. А суверенитет – это когда ты живешь по своим средствам и сам определяешь свое будущее. Вопреки тысячам санкций, наша экономика не рухнула, а перестроилась и растет.
Прогнозы МВФ и Всемирного банка по росту ВВП России в 2024-2025 годах опережают динамику США и Еврозоны. И все это – при одном из самых низких уровней госдолга к ВВП в мире (порядка 18-20%).
Многие спрашивают: «Мы же только что провели реформу в прошлом году?» Та реформа была жизненно важным шагом. Мы заложили фундамент социальной справедливости. Мы ввели прогрессивную шкалу НДФЛ – и принцип «богатые платят больше» наконец-то заработал в полную силу. Мы повысили налог на прибыль корпораций, направив часть их сверхдоходов на нужды общества. Тот шаг был абсолютно верным. Он позволил нам профинансировать ключевые социальные программы.
Почему же снова на повестке дня довольно серьезная настройка налоговой системы?
Потому что мир не стал проще. Геополитическое давление нарастает. Задачи, стоящие перед страной, – колоссальны. И тот фундамент, что мы заложили, теперь должен выдержать новый, гораздо более тяжелый этаж.
Эта налоговая реформа неразрывно связана с проектом федерального бюджета на 2026 год, который сейчас верстается. Это не абстрактные маневры, это – прямая доходная база для выполнения всех наших обязательств.
Выбор простой:
- Болезненное, но управляемое повышение налогов сейчас (чтобы обеспечить армию, социалку, развитие).
- Жить по-старому, пока не кончатся деньги, и получить неконтролируемый кризис и инфляцию.
Мы выбираем первый путь.
Как предлагается этого добиваться?
НДС: Повышение с 20% до 22%. Это плата за стабильность. (Кстати, это ниже, чем в Венгрии (27%) или Дании (25%).
«Обеление» МСП: Это самый болезненный пункт. Порог для уплаты НДС на «упрощенке» (УСН) снижается с 60 до 10 млн ?.
Цель справедливая: борьба со схемами «дробления», когда крупные сети притворялись «малышами» и не платили налоги.
Но в чем риск? Между 10 и 60 млн находятся и тысячи честных малых предприятий (пекарни, автосервисы). Для них резкий переход – это шок.
Вклад выросших отраслей: IT-сектор, окрепший на господдержке, тоже должен вложиться (рост страхвзносов с 7,6% до 15%).
Все это – ресурсы на индексацию пенсий и прямые льготы, которые заложены в этот же пакет:
Для многодетных семей (новые вычеты по имущественным налогам).
Для участников СВО и их семей (льготы по транспортному и земельному налогам).
Позиция нашего Комитета по бюджету и налогам: ПЕРЕХОД ДОЛЖЕН БЫТЬ ПЛАВНЫМ.
Мы в Комитете понимаем, что резкие изменения – шок для экономики. Нельзя допустить, чтобы в борьбе с «дробильщиками» пострадал честный предприниматель.
Законопроект принят в первом чтении концептуально. Теперь – главная работа. Мы будем настаивать на доработке ко второму чтению и предлагаем конкретные защитные механизмы:
1. ПОЭТАПНЫЙ «скользящий» график снижения порога НДС по УСН. Не «обрывать» с 60 до 10 млн за один день, а дать бизнесу время на адаптацию в течение нескольких лет.
2. МОРАТОРИЙ НА ШТРАФЫ для «упрощенцев», кто впервые столкнется со сложным НДС и допустит ошибки.
3. СОХРАНЕНИЕ пониженных тарифов страховых взносов для МСП в социально значимых сферах (образование, здравоохранение, ЖКХ).
4. СОХРАНЕНИЕ патента для розничной торговли в сельских и труднодоступных местностях, где это часто единственный магазин.
Будем добиваться, чтобы адаптация прошла максимально безболезненно для тех, кто работает «вбелую».





