Что сулит воронежским предпринимателям курс на кластерное развитие?
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Что сулит воронежским предпринимателям курс на кластерное развитие?

16 апреля 2015 / просмотров – 1913
Экономика

В контексте сегодняшних экономических реалий лексикон россиян пополнился целым рядом специфических понятий. Одно из них – термин «кластерная политика». Причем его истинная суть большинству представляется весьма размыто. Чтобы разобраться, для чего кластеры нужны нашему краю, «ГЧ» обратилась к директору БУ «Центр кластерного развития Воронежской области» Алексею Сухочеву.

Экономический рост под «зонтом» сотрудничества
По словам эксперта, положительную динамику развития кластеров на территории региона наглядно иллюстрирует целый ряд показателей. «Начиная с 2011 года, в рамках наших кластерных образований было рассмотрено 29 проектов, 8 из которых получили федеральную поддержку суммарным объемом в 541,9 миллиона рублей, – поясняет Алексей Сергеевич. – При этом величина внебюджетных средств составила 750,9 миллиона. Такое положение дел говорит о том, что кластеры – это перспективный формат взаимодействия бизнеса и власти. При этом следует понимать, что концепция кластерного развития является, по сути, «зонтичной» политикой: она объединяет различные сферы, в том числе инновации, промышленное производство, социальную сферу, образование».

Проект IT-кластера разгрузит пассажиропоток в столице Черноземья
На сегодняшний день на территории нашей области насчитывается 10 кластеров: IT, производителей нефтегазового и химического оборудования, авиастроения, строительных материалов и технологий, электромеханики, мебельный, мясного скотоводства, молочный, радиоэлектронный и транспортно-логистический. При этом, по мнению директора «ЦКР», сравнивать существующие объединения не совсем корректно ввиду разных этапов их развития.

«Например, лидером по выручке, числу участников и другим ключевым показателям является областной кластер производителей нефтегазового и химического оборудования, который существует с 2009 года, – рассуждает он. – Такие впечатляющие результаты были достигнуты во многом благодаря сотрудничеству с гигантами российской промышленности – в том числе, компаниями «Газпром», «Лукойл» и «НК Роснефть». Не менее прогрессивную динамику демонстрирует и авиационный кластер, который, к слову, в ближайшем будущем может выйти на национальный уровень. Что касается «новичков», одним из самых перспективных «молодых» объединений такого рода считается региональный IT-кластер. Кстати, в декабре 2014 года его участники презентовали очередной интересный проект – сервис, который, с одной стороны, позволяет перераспределить пассажиропоток, а с другой – предоставляет множество полезной информации пассажирам транспортной системы города».

Кластерные инициативы будущего выйдут за рамки промышленности
Успех реализации кластерной концепции, наблюдаемый в Воронеже, ожидаемо мотивирует к объединению под «зонтом сотрудничества» представителей все новых сфер бизнеса. Разрабатываемые сегодня кластерные инициативы, по словам Алексея Сухочева, выходят за рамки промышленности. «По предварительным прогнозам в 2015 году на территории региона можно ожидать появление, в том числе, туристического кластера, – уточняет наш собеседник. – В данном случае речь идет о сравнительно небольшом количестве участников, каждый из которых понимает принципы взаимодействия на одной территории и использования конкурентных преимуществ друг друга».

Вопрос доверия
Впрочем, есть у кластерной политики и некоторые сдерживающие факторы. «Основа успеха подобного объединения – реализация совместных проектов, – говорит эксперт. – Поэтому отсутствие детально проработанных инициатив со стороны бизнеса в силу незнания или непонимания алгоритма работы остается главным препятствием на пути кластерного развития. Именно на обеспечение качественной информационной поддержки ориентирована деятельность нашего Центра: мы регулярно проводим мероприятия различных форматов, где освещается целый ряд теоретических и практических вопросов. Другая трудность же связана с повышением уровня доверия участников таких объединений. Следует понимать, что речь идет о полноценном взаимодействии: пословица «своя рубашка ближе к телу» в данном случае неактуальна. Зато преодоление этого барьера позволяет участникам кластера значительно повысить свою эффективность, находя так называемые точки концентрации усилий и решая общие проблемы».

Напомним, «ГЧ» в своих материалах неоднократно касалась темы повышения конкурентоспособности воронежских предприятий. Так, ранее мы писали о возможном появлении в самом сердце столицы Черноземья современного технопарка.

Справка «ГЧ»

Разговор по понятию. Кластер представляет собой группу независимых предприятий отраслевой направленности с развитыми внутренними связями, усиленными эффективной образовательной, обслуживающей и технологической инфраструктурой, которая создается в рамках совместных проектов.

 

Справка «ГЧ»

Секрет успеха. Концепция кластерного развития была впервые сформулирована известным американским экономистом Майклом Портером в 1990 году. Сам ученый, являющийся автором знаменитой теории конкурентных преимуществ, утверждает – в глобальной экономике конкурировать без агломерирования компаний просто невозможно.

Екатерина Беленова
239-09-68
36glch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели