Дело «О бензине»
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Дело «О бензине»

5 апреля 2012 / просмотров – 1673
Экономика
Ни для кого не секрет, что за последнее время Воронеж весьма преуспел по росту количества автомобилей на душу населения. И каждому из порядка 800 тысяч автомобилей, недорогие это малолитражки или «прожорливые» массивные внедорожники, требуется топливо – без этого никуда. Поэтому «бензиновый» вопрос близок практически каждому.
Все по полочкам
СМИ пестрят сообщениями о росте цен на топливо, о повышающихся акцизах, чуть ли не о приближающимся «бензиновом коллапсе». Однако паниковать пока рано. Действительно, принятые в ноябре 2011 года поправки в Налоговый кодекс регламентируют изменение акцизных ставок на спиртосодержащую и табачную продукцию, топливо и ряд других подакцизных товаров. Но по сравнению с тем же алкоголем рост акцизов на топливо выглядит весьма сдержанным. Так, на автомобильный бензин класса 3 они поднимутся на 500 рублей за тонну, а для бензина класса 4 ставка пока останется прежней (до 2013 года). Для класса 5 ставка не только не увеличится, но даже будет снижаться, правда, только в 2014 году. Акциз на дизельное топливо низших классов с июля 2012 года поднимется, для 4-го класса останется неизменным до 2013 года, а для класса 5 снизится с 3 562 до 2 962 рубля за тонну и продержится на этом уровне до конца текущего года.

Вот – новый поворот
Правда, сказать, что вопрос с изменением акцизных ставок на топливо на ближайшее время закрыт, нельзя. Дело в том, что в ближайшее время могут быть приняты новые поправки в федеральное законодательство, которые установят введение так называемых «плавающих» акцизов. Их изменение будет зависеть от изменения цен на нефть таким образом, что при росте цен на «черное золото» акцизные ставки, а вместе с ними, как предполагается, и цена на бензин, будут снижаться. Если же нефть на мировых рынках будет падать в цене, то акциз на топливо будет повышаться. Сейчас строгой зависимости между ценами на нефть и собственно нефтепродукты не существует. По данным Федеральной службы государственной статистики, в июле 2011 года рост цен на нефть составил менее 5% (к декабрю 2010 года), на автомобильный бензин – порядка 10%. В феврале текущего года нефть подорожала почти на 40%, а бензин при этом – менее чем на 15%.

От общего к частному
Каковы реалии местного, воронежского топливного рынка? – с этим вопросом «ГЧ» обратилась к некоторым его участникам и натолкнулась на нежелание давать какие-либо комментарии и делать прогнозы. Только один менеджер руководящего звена одной из воронежских топливных компаний, пожелавший остаться неизвестным, все-таки поделился с нами своими мыслями:
– Цену на топливо, – поясняет наш собеседник, – изначально устанавливает завод-производитель, к ней прибавляется стоимость доставки, арендная плата, например, за землю, на которой располагается АЗС, расходы на содержание штата и прочие. В целом, эта наценка не велика: у них (владельцев АЗС – «ГЧ») физически нет возможности ее завышать. Чем больше количество посредников между заводом-производителем и конечным потребителем, тем, соответственно, и цена выше. Думаю, можно говорить и о сезонных скачках на топливо: в период уборочной и посевной. Но делать какие-либо прогнозы я не берусь.
ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ
Виталий ПОПОВ, заместитель руководителя Управления антимонопольной службы по Воронежской области:
– Регулирование ценообразования не входит в компетенцию антимонопольных органов. Цены на рынке у нас сводные, поэтому формируется они исходя из соображений рентабельности для производителей и поставщиков, спроса и предложения внутри участников этого рынка. Пока так называемая «формула справедливой цены», которая применяется в других странах, у нас законодательно не установлена. Но это не столько пробел законодательства, сколько проблема структуры рынка. Антимонопольные органы не занимаются перераспределением собственности. УФАС по Воронежской области ежегодно проводит анализ рынка, и каких-либо данных, свидетельствующих о нарушении федерального антимонопольного законодательства на территории Воронежской области, о каком-либо сговоре между топливными компаниями или о злоупотреблении доминирующим положением одного из участника рынка не установлено. Хотя такие прецеденты были, мы направляли дело в суд, но суд не подтвердил факт злоупотребления доминирующим положением одной из компаний. На сегодня мы исходим из того, что все АЗС Воронежской области находятся примерно в равных условиях и ведут торговлю в соответствии с законодательными нормами.
Почему в Воронежской области цены на топливо могут отличаться, скажем, даже от наших ближайших соседей? Потому что мы проживаем в разных регионах и в разных условиях. Здесь значение имеет и структура рынка в местных масштабах, и особенности региональной экономики, и население, и количество АЗС, и удаленность поставщиков (у нас нет нефтеперерабатывающих заводов). Нет двух похожих друг на друга, сопоставимых рынков регионов, поэтому и нет абсолютно одинаковых цен. Антимонопольное регулирование и регулирование цен не синонимы.
ВАЖНО
«Формула справедливой цены», возможно, появится и в России
Весной 2011 года Федеральная антимонопольная служба предложила два законопроекта, призванные свести к минимуму возможности монополистов топливного рынка злоупотреблять своим доминирующим положением.
Законопроект «О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты в Российской Федерации» ставит целью «стабильное, бесперебойное и экономически эффективное удовлетворение внутреннего спроса на нефть и продукты ее переработки на основе создания и развития рынков с высоким уровнем конкуренции и справедливыми принципами организации торговли; формирование эффективной и стабильной системы ценообразования на рынках нефти и нефтепродуктов, взаимоувязанной с мерами по развитию конкуренции, росту энергоэффективности и энергосбережению». Законопроект устанавливает параметры определения справедливой цены на нефтепродукты, которая зависит от мировых цен за вычетом экспортной пошлины и транспортных расходов, но с учетом налога.
Законопроект «Об обороте нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации» предполагает создание условий для развития конкуренции на федеральном и региональных рынках нефтепродуктов. Его цели сформулированы следующим образом: «обеспечение единства экономического пространства в РФ путем установления требований к организации и осуществлению торговли нефтью и нефтепродуктами в РФ; обеспечение прав и законных интересов юридических и физических лиц, осуществляющих торговлю нефтью и нефтепродуктами, баланса экономических интересов производителей и потребителей, продавцов и покупателей; создание условий для эффективного функционирования рынков нефти и нефтепродуктов».
Процесс согласования этих документов во всех необходимых инстанциях, который длится на протяжении почти года, затянулся. Изначально ФАС предполагала, что новые нормы, которые регламентируются данными законопроектами, могут вступить в силу уже с начала текущего года. Но начало года было ознаменовано лишь новым витком дискуссии вокруг них. Однако разработчики не теряют надежды, что документы все же будут в ближайшее время внесены на рассмотрение в Государственную Думу.
К слову сказать. Самые низкие цены на автомобильный бензин, менее 10 рублей за литр, зафиксированы в Саудовской Аравии, Венесуэле, Кувейте и ряде других государств. Одни из самых высоких – более 70 рублей за литр – в Норвегии. Все названные страны являются, как и Российская Федерация, нефтедобывающими.
По данным Федеральной службы статистики, в Воронежской области средняя потребительская цена на бензин автомобильный марки АИ-92 (и выше) составила 26,16 рублей за литр, марки АИ-95 (и выше) – 28,41 рублей за литр, на дизельное топливо – 27,88 рублей за литр. Дороже в Центральном Федеральном округе бензин оказался только в Москве (АИ-92 в столице отпускали по 26,97 рублей за литр, АИ-95 – по 29 рублей ровно). А вот по ценам на дизельное топливо Воронежская область уступила Владимирской (28,01 рублей за литр), Московской (28,43 рублей за литр) и собственно Москве (29,02 рублей за литр).
Ирина Половинко
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели