Социальная функция театра
По мнению Елены Ковальской, театральные уроки – это спасение не только для театров, но и для всего общества, которое стремительно дегуманизируется. Модератор рассказала интересный пример, который однажды привел Михаил Швыдкой. Оказывается, количество часов, отведенных в школах под гуманитарные предметы, сейчас соответствует числу часов, которые думали внедрить немцы на оккупированных территориях. Получается, что мы все же следуем воле вермахта в данном вопросе. Елена Ковальская утверждает, что «театр – это не только искусство, не храм и не дом, это институт», которому необходимо вернуть его социальное значение, функцию воспитателя.
В Европе театральная педагогика развивается с 80-ых годов. Во многом ее расцвет обусловлен тем, что в мире наблюдается сокращение театральной аудитории. В России история вопроса восходит к 20-ым годам прошлого века. И если у нас это вербальная педагогика, то в Европе все базируется на играх, призванных обучить детей языку театра и развить в них эмпатию.
В Европе люди театра также ведут социальную работу, занимаются с подростками. Театральных педагогов начали готовить на театральных факультетах, подразумевающих четырехлетнее обучение. Считается, что заниматься педагогикой такого рода в первую очередь должны люди театра и только потом школьные учителя.
Что же представляет собой театральный урок? Он подразумевает два занятия. Первое готовит детей к просмотру спектакля, часто оно проходит в стенах театра, где школьники играют в какую-нибудь подвижную тематическую игру, дающую им опыт, который в дальнейшем поможет в восприятии спектакля. Второе занятие может проходить в форме дискуссии, общения с артистами, похода за кулисы или ролевой игры на основе увиденного. В странах Европы для школьных учителей выпускают специальные тетради, помогающие вести подобную работу и подбирать постановки.
Театральная педагогика в России
В Москве сейчас также активно началось развитие темы театральной педагогики. Центр имени Мейерхольда реализовал программу «Институт театра», в ходе которой совместное обучение проходили школьные учителя и сотрудники театров. Единственным условием, которое в итоге все выполнили, было проведение уроков по полученным методикам в своих школах и театрах. Многие театры сейчас открывают специализированные отделы, например, драматический театр имени Пушкина или Большой драматический театр. Последний заключил договор с педагогическим университетом, что позволяет влиять на подготовку будущих учителей, прививать им любовь к театру. Педагоги, которые сами вовлечены в театр, вовлекут в него и школьников.
На сегодняшний день осознана значимость театральной педагогики, однако нам только предстоит выстроить систему театральных уроков, которые позволят научить аудиторию сопереживать и понимать язык искусства.