«Дождей на нашу голову за 14 лет проведения фестиваля вылилось очень много. Они были страшными. Казалось, это может нас сломать или обескуражить, но я верю в чудеса. Иногда они действительно случаются, причем самым неожиданным образом, – рассказывает Мария Семушкина, президент фестиваля Усадьба Jazz. – Сегодня, к примеру, дождь окончился ровно в ту секунду, когда я подъехала на такси к замку и открыла дверь... Паниковать не нужно. Он прибил пыль, разбавил жару, принес свежесть… Конечно, бывало, что нас заливало. В эти моменты я убеждалась в том, что люди настолько стойкие и то, что мы делаем, настолько им нужно, что они не уходят. Везде где есть минус, надо искать плюс. Это моя жизненная философия, поэтому меня не испугать природными катаклизмами. В этом году на фестивале в Москве прогнозировали самый сильный ливень за последние 100 лет. Он действительно прошел накануне, и мы испытали огромные сложности при монтаже. Но у нас, слава Богу, хорошая техническая подготовка, замечательная команда и очень большой опыт, поэтому никакие трудности организационного характера из-за дождя не возникают. Аппаратура работает, музыканты выступают… Мы всегда снабжаем наших гостей дождевиками, зонтами и различными необходимыми вещами. Разве что пока не выпускаем резиновые сапоги... Но это на самом деле уже есть в планах».
Соединять несоединимое – отличительная особенность Усадьбы. Это касается и музыки, и развлекательных локаций и даже фудкорта. Обладая удивительным чувством стиля, Мария Семушкина органично объединяет различные, порой несовместимые, вещи. «Мы никогда не подстраиваемся под формат фестиваля. Каждый представляет ту музыку, которая наиболее близка именно ему. И это создает особенную творческую атмосферу», – поясняет одна из участниц Усадьбы Jazz -2017 Варвара Визбор.
Как обычно в рамках опен-эйра работали две площадки – «Аристократ» и Jazz Club. Помимо внучки легендарного Юрия Визбора в столице Черноземья выступили: Red Elvises – группа, заставившая Америку полюбить рок-н-ролл с одесским колоритом, Борис Андрианов, Леонид и Николай Винцкевичи, итальянцы Lello Petrarca Trio, Павел Артемьев, Светлана Жаворонкова и неунывающий балканский оркестр Bubamara Brass Band.
«Все начинается с любви к джазу, основа которого – импровизация», – уверен легендарный Леонид Винцкевич, выступавший на фестивале вместе со своим сыном Николаем (саксофон) и всемирно известным виолончелистом Борисом Андриановым.
«С ребятами мы познакомились в зале Чайковского на концерте Андрея и Миши Ивановых, – вспоминает Борис. – Они пригласили меня на «Джазовую провинцию». Раз поиграли, другой… Теперь встречаемся чаще, и мне это доставляет огромное удовольствие. Я не считаю себя человеком, играющим джаз. Но, возможно, в этом коллективе есть место музыканту, который хорошо чувствует тональность и ритм, но не достаточно понимает в импровизации».
В этом году на территории фестиваля были установлены контейнеры для раздельного сбора мусора. Также все желающие могли принять участие в акции, направленной на сохранение самшита колхидского – древнего реликтового растения.
«Мы позиционируем себя как шагающий оркестр, – говорят участники Bubamara Brass Band, исполняющие композиции как на русском, так и на сербском языке. – Когда идешь и играешь энергетика совершенно иная. Люди сразу собираются и начинают веселиться. Во многом нас вдохновляют фильмы Кустурицы. Мы не знакомы с ним лично, хотя выступали на международном кинофестивале, где он присутствовал. Тогда Эмир помахал нам рукой».
Группа ARTEMIEV приехала в Воронеж в расширенном составе. К тому же лидер коллектива пригласил на презентацию нового альбома местных музыкантов. В общей сложности на сцене было порядка 10 человек.
«Канун конца начал» – это концептуальная история, – объясняет Павел Артемьев. – В ней есть своя драматургия и лирический герой. На самом деле я очень люблю этот альбом, работа над ним шла почти год».
«В советских песнях есть что-то необъяснимое. В людях, которые их слушают, пробуждаются особенные чувства. Не знаю, как это объяснить, – откровенничает Варвара Визбор. – Любовь к простым мелодиям появилась в юности, когда я еще не совсем понимала, о чем идет речь. Но возраст дает о себе знать и мне кажется это в плюс. Начинаешь осознавать смысл, можешь играть с ним, все это в целом приобретает какие-то новые оттенки. Кстати, в моем репертуаре не только советские песни. Есть и современные, часть из которых написал мой брат».