Отказ от извинений
В минувший понедельник мы позвонили в гимназию, однако, сотрудники учебного заведения от комментариев отказались. На следующий день нам удалось связаться с директором Галиной Сарычевой.
– 8 февраля ко мне поступили заявления от родителей учащихся о том, что на уроке истории учитель дернул девочку за рукав и стукнул по плечу, а мальчика ударил по затылку. Это было в пятницу, и до понедельника я дала педагогу возможность попытаться решить этот вопрос мирным путем – по большому счету, извиниться. Но, к сожалению, разговора не произошло. Как мне объяснили родители, Марина Александровна начала не с извинений, а с того, что это все неправда. В понедельник она и мне отказалась объяснить свой поступок, была настроена достаточно агрессивно. Мы создали служебную комиссию по расследованию случившегося. Во вторник была общая встреча с участием членов комиссии, родителей и учителя. Факт нанесения побоев подтвердился, заведено уголовное дело. Родители говорят, что если бы педагог извинился, то все было бы по-другому. Тогда они оставили за собой право обратиться в правоохранительные органы. Поскольку комиссия подтвердила факты, то мне ничего не оставалось, кроме как принять решение об увольнении учителя, – говорит Галина Кимовна.
Применять физическую силу нельзя!
Мы не могли не спросить, единственный ли это подобный случай в практике Марины Александровны?
– В том-то и дело, что нет. Учитель очень умный, умеет хорошо говорить, вызвать интерес к своему предмету, но что касается эмоциональной несдержанности, то у меня немало таких фактов. Да, поведение учеников было ненадлежащим (они играли на уроке в морской бой), но есть же и другие методы педагогического воздействия – можно было остановить просмотр фильма, дать детям индивидуальное задание, сделать запись в дневнике или привести их в кабинет завуча, но никак не применять физическую силу – это недопустимо, – отмечает директор гимназии № 2.
«Видеть такое просто невыносимо…»
Что же так повлияло на поведение учителя истории? Действительно ли имело место рукоприкладство? Об этом мы решили спросить саму Марину Александровну.
– На экране шел не просто фильм, а посвященный воронежскому сражению, которое было более длительным и кровопролитным, чем Сталинградская битва. Дети смогли увидеть очень эмоциональные хроникальные кадры, которые нашел мальчик из этого класса. Также школьники писали сочинение на тему: «Что я чувствую, когда вижу, как гибнет мой родной город». Умирают дети, фашисты поджигают дома, а в это время два моих ученика сидят на предпоследней парте, играют в крестики-нолики и смеются… Я сама из офицерской семьи, и видеть все это мне было просто невыносимо. Да, я подошла к ним и сделала замечание (оно даже не было громким, поскольку я не хотела отвлекать остальных от просмотра), отобрала тетради с крестиками-ноликами, но никакого избиения не было – ни кулаками, ни по лицу, – объясняет учитель истории.
Увольнение за 30 секунд
Марина Александровна отмечает, что сложившаяся ситуация выходит за рамки обычного конфликта с родителями, и проблема на самом деле гораздо шире.
– В каком положении сейчас находятся учителя? Почему родители жалуются сразу в администрацию школы, минуя педагога? Они даже не захотели встретиться со мной, разобраться в ситуации. Когда я их пригласила, один папа сначала согласился, а потом перезвонил мне и сказал, что ему некогда, – говорит преподаватель.
По словам учителя, она отработала в гимназии № 2 ровно 20 лет: 15 февраля 1993 года ее приняли, а 15 февраля 2013-го – уволили…
– Мне было очень горько закончить свою педагогическую карьеру за 30 секунд – именно столько времени потребовалось, чтобы меня уволить. Причем без объяснения – я даже представить не могла, что такое возможно, – рассказывает Марина Александровна.
Ввиду того, что школьники-участники конфликта, не достигли возраста 18 лет, информация о них по понятным причинам держится в секрете. Если их родители или другие заинтересованные стороны хотят изложить свою позицию по поводу происшествия на уроке истории, они могут позвонить в редакцию по телефону: 239-09-68.
* Фамилия не указана по просьбе учителя
ЛЮДИ ГОВОРЯТ
Как только мы начали готовить материал, в редакцию стали поступать звонки от выпускников учебного заведения и их родителей – телефон буквально не смолкал. Причем воронежцы не обвиняли учителя, а напротив, поддерживали Марину Александровну.
Валерия Бородина, ученица 8Б:
– Марина Александровна преподавала у нас с 5 класса. Это очень хороший учитель, на уроках которого было по-настоящему интересно. Насколько я знаю, ни в нашем классе, ни в других таких инцидентов не было. Когда выяснилось, что Марина Александровна ушла, все были в шоке и до сих пор никто не знает точной причины – только слухи. Большинство учеников, с кем я разговаривала, хотели бы вернуть учительницу. Марина Александровна всегда сохраняла спокойствие, даже когда ребята вели себя неподобающе, и если она и правда тогда разозлилась, то причина должна быть веской.
Василий Агибалов, выпускник 2003 года:
– У меня только положительные впечатления о Марине Александровне как о профессиональном учителе, который вкладывал всю душу в уроки истории. Сейчас во многих школах складывается такая практика: чуть что – можно пойти в правоохранительные органы и нажаловаться на любого учителя, приукрасив ситуацию. А те оскорбления, которые поступают в адрес преподавателей от детей и их родителей – получается, уже не в счет.
Мария Ивановна Агибалова, доцент кафедры камерного ансамбля Воронежской государственной академии искусств:
– Марина Александровна три года была классным руководителем в классе, где учился мой сын. Претензий со стороны родителей к ней никогда не было, конфликтов тоже не возникало. Это очень грамотный и ответственный человек, настоящий педагог, радеющий за свое дело. Родители выпускников очень благодарны ей и возмущены сложившейся ситуацией. Я сомневаюсь, что она применила рукоприкладство по отношению к ученикам.
Дарья Кристова, выпускница 2006 года:
– Марина Александровна была моим классным руководителем. Она увлечена своим делом и преподает по особой методике, по которой училось не одно поколение. Ее выпускники прекрасно знают историю, нас всегда хвалили в вузах. Что же касается патриотического воспитания, мероприятий, связанных с войной, то во время них и ученики, и учителя не могли сдержать слез – настолько это было трогательно… Инцидент произошел во время просмотра документального фильма о захвате Воронежа. От этих кадров замирает сердце, а ребята сидят и играют в крестики-нолики. Марина Александровна могла накричать на учеников, но побои, да еще и по лицу – это глупости.
Юлия Клюшина (Алферова), выпускница 2003 года:
– Новость о конфликте в гимназии, где я училась, стала для меня неожиданностью. Марина Александровна была моим классным руководителем и преподавателем истории. Она всегда с трепетом относилась к своему предмету: организовывала исторические вечера, была ответственной за школьный музей, следила и за дисциплиной в классе, но при этом вела себя корректно с учениками. Возможно, молодой учитель, столкнувшись с неуважением со стороны детей, и мог бы дать волю чувствам (сегодня школьники многое позволяют себе в общении с преподавателем), но это не тот случай: Марина Александровна – опытный педагог, и каждый день сталкивалась с теми или иными проблемами, умела их решать. Она могла отругать учеников, но не более того.
Марина Александровна – одна из лучших учителей гимназии, вклад которого в свою жизнь я очень ценю. Она личность, которая пропускала работу через себя и свою жизнь, и к каждому ребенку относилась, как к личности. Ученики – это ее семья.
Андрей Янов, выпускник 2004 года:
– Никогда за всю историю моего обучения и моих знакомых не возникало никаких конфликтов с Мариной Александровной. А учитель она очень хороший, старой школы, сейчас таких осталось немного. Она была настоящим наставником, который не просто давал знания, но и мог поделиться жизненными советами. Да, она могла повысить голос, но не задевала ничьих чувств, и ученики не воспринимали это как оскорбление и не обижались.
Я больше чем уверен, что максимум того, что произошло на уроке – это пара подзатыльников людям, которые этого действительно заслуживали. А поскольку школа должна не только обучать, но и воспитывать, то, на мой взгляд, это вполне допустимо.
По данному факту следственными органами возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 116 УК РФ («Побои»). Как сообщает прокуратура Воронежской области, ход расследования находится на контроле ведомства.