Единственная в Воронеже мечеть переехала на Артамонова
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Единственная в Воронеже мечеть переехала на Артамонова

12 февраля 2014 / просмотров – 12207
Городская жизнь

«ГЧ» стало известно, что в Железнодорожном районе на первом этаже жилого дома регулярно собирается большое количество мусульман. Горожане предполагают: здесь открылась мечеть. Мы выехали непосредственно на место событий и выяснили, что же происходит на самом деле.

Оказалось, что мечеть действительно располагается на первом этаже дома, в одном из нежилых помещений, между двумя магазинами. Со стороны это обычная, ничем не примечательная пристройка, без вывесок и каких бы то ни было опознавательных знаков. На первый взгляд – очередной строящийся магазин или кафе. Так и думали местные жители, пока несколько недель назад не стали свидетелями непривычной картины.

«По пятницам около дома собирается много машин, примерно 15–20. Люди неславянской внешности заходят внутрь этого нежилого помещения, – рассказывает жительница дома на Артамонова. – Я уже несколько раз наблюдала эту картину. В принципе, они не безобразничают, шума не создают, и все же, такое соседство вызывает во мне беспокойство, если честно. Неужели нет другого места для мечети, кроме как жилой дом?»

«Нам надо где-то молиться!»

Действительно, когда мы приехали на Артамонова в среду, ничего необычного не обнаружили: заурядная дверь в строящееся помещение, внутри – никого.

В пятницу дело обстояло иначе: где-то с половины первого в мечети стали собираться верующие. С каждой минутой их прибывало все больше. Потом стали подъезжать машины, по некоторым номерам которых было видно, что автомобили не растаможены. На нас мужчины поглядывали с опаской, от камеры фотографа старательно отворачивались.

У одного из них мы постарались выяснить, что же здесь происходит, и получили простой ответ: «Совершаем намаз. Закройте дверь – людям дует». Один из проходящих прокомментировал: «Ребят, как вы думаете, в какой вы живете стране? Многоконфессиональной! Вы наверняка христиане, а мы мусульмане – нам нужно где-то молиться!»

Позже к нам вышел официальный представитель мечети, назвавшийся Маратом: «Действительно, здесь молитвенный дом. У нас все официально, есть все разрешения, так что не беспокойтесь, с нами проблем у вас не будет, все будет хорошо».

«Нареканий нет»

В управлении региональной политики правительства Воронежской области рассказали, что знают о расположении мечети на Артамонова. «Они арендуют это помещение официально. Для проведения там религиозных мероприятий не требуется никаких разрешений. Достаточно уведомить управление общественных и внешних связей о создании и месторасположении религиозной группы, – объясняет советник отдела Елена Лущик. – До этого они снимали помещение на Московском проспекте, но по мере расширения общины им стало там тесно, и они переехали на Артамонова».

Получается, никакого установленного законом порядка воронежские мусульмане не нарушают. Арендуемое ими помещение выведено из жилого фонда, передано в субаренду. «Законом никак нельзя запретить им собираться и молиться», – дополняет Елена Ивановна.

В пресс-службе УМВД по городу Воронежу пояснили, что к зарегистрированной мечети пока нет никаких претензий. Мусульмане ведут себя тихо, проверка не выявила нарушений. Также в управе Железнодорожного района отметили, что ни от одного жителя нет никаких нареканий на людей, посещающих мечеть.

Ретроспектива

Напомним, вопрос о строительстве в Воронеже мечети ставился с начала 90-х. Тогда всерьез рассматривался проект, по которому появление мечети предполагалось между зданием областной администрации и Театром оперы и балета. Однако эти планы нарушила война в Чечне. В 2005 году в департамент градостроительства поступил проект целого мусульманского культурного центра, но его отложили на неопределенный срок. Очередной всплеск активности мусульман пришелся на 2007 год, когда в Воронеже была зарегистрирована их местная религиозная организация. Приверженцы ислама на протяжении года обращались с просьбой рассмотреть вопрос о возведении в городе исламского культурного центра — с мечетью, рассчитанной на одновременное посещение несколькими тысячами верующих, научно-образовательным центром, спортивным комплексом и музеем. Но данный проект так и не реализовался.

В управлении региональной политики подчеркнули, что ни к ним, ни в межконфессиональный совет заявление о строительстве мечети не подавалось, никаких нормативно-правовых актов по поводу отказов в строительстве не было.

Чтобы построить подобное культовое сооружение, необходимо выполнить ряд действий. Одно из первых и главных условий – членство в межконфессиональном совете. До недавнего времени представителя мусульман там не было. К тому же мусульманской организации как юридического лица на сегодняшний день в Воронеже не существует. Ее действие было прекращено после несоблюдения определенных требований по законодательству (например, проведение ежегодных собраний, оформление протоколов, отчет об осуществляемой деятельности в министерство юстиции и другие). В итоге судебным решением соответствующая религиозная организация де-юре была ликвидирована.

Экзамен на толерантность

Тем временем специалисты называют многоконфессиональность преимуществом России на международной арене. При этом, будучи в большей степени православной страной, мы также осведомлены о других вероучениях, однако продолжаем с опаской относиться к представителям иных вер. Откуда берется это недоверие и даже зачастую враждебность – отдельный вопрос. Ситуация на Артамонова – яркое тому подтверждение. У жителей двора нет претензий к собирающимся мусульманам: ни криков, ни шумов, ни беспорядка они не создают. То, что происходит внутри мечети, на улице не слышно. Так может, дело не в беспокойстве за нарушение порядка, а в национальном вопросе и нашей толерантности? Или ее отсутствии.

Наталья ШОЛОМОВА

Экспертное мнение

Максим КИРЧАНОВ, доктор исторических наук, доцент кафедры регионоведения и экономики зарубежных стран факультета международных отношений ВГУ:

- Мирное сосуществование мусульман, христиан и атеистов зависит далеко не от религиозных факторов. Чем лучше социально-экономическая ситуация, тем меньше условий для радикализации верующих. Вместе с тем, при наличии официально признанных мечетей, мусульмане в той или иной степени контактировали бы с властями, подчинялись Духовному управлению мусульман, то есть возник бы необходимый диалог властей и верующих. Отсутствие же мечети создает условия для радикализации последних. С другой стороны, мечеть в жилом доме – это тоже не вариант. Вероятно, следует искать компромисс. Ведь очевидно, что число мусульман будет расти и с ними придется находить общий язык в режиме диалога. Еще важный момент –   не нагнетать ситуацию, создавая негативный и демонизированный образ ислама».

 

Система Orphus
Комментарии
  • 17.02. 23:51 Помогите. Нужен мула 89515619509
  • 16.12. 11:32 дайте адрес пожалуйста
  • 02.12. 23:27 Слушайте Кирчанов вы вообще нормальный? Вы патриот или кто? Никто ислам не демонизирует это один момент, а другой момент это то что ни в одной из исламских стран не позволяют строить православные христианские храмы! Ислам мирный когда ему надо или выгодно! Такого наглого напора причём не спросив мнения всех Воронежцев христиан нигде не сыщеш, а вот в России с её продажной властью это легко сделать! Россия центр православия, а мусульмане игнорируют это, наши предки были православными! Мусульманин может и на улице помолиться, они в гостях а ведут себя нагло! В мусульманских государствах христианам и подобного не позволят сделать, а с продажной русской властью можно значит......
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели