Эффект онлайна
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Эффект онлайна

27 апреля 2020 / просмотров – 518
Образование

Ускоренная проработка системы онлайн-обучения началась во всех образовательных учреждениях месяц назад  в связи с ситуацией с коронавирусом. Дистанционный формат стал единственным и в высшей школе. Перестраиваться и корректировать свою работу вынуждены как преподаватели, так и студенты. Как происходит онлайн обучение в воронежских вузах, разбирались корреспонденты «ГЧ».  

 

Креатив приветствуется

Говорить о том, что дистанционное обучение в России стало ноу-хау, не верно. Оно давно и достаточно широко применялось ранее в вузах. Возможность онлайн образования прописана в федеральном законе «Об образовании». Электронно-цифровые площадки разработаны и действуют. Однако переход на исключительно онлайн платформы  заставил преподавателей в кратчайшие сроки перерабатывать свои учебно-методические планы. Используется весь возможный интерактив, включая соцсети, где зарегистрировано большинство молодежи. Чаты в WhatsApp, беседы ВКонтакте в учебном процессе за это время стали нормой. На платформе Zoom проходят вебинары, где студенты слушают, задают вопросы, выступают с докладами. Образовательные базы и программы делают максимально доступными для всех студентов.

ПОРТал приписки

Одним из первых вузов столицы Черноземья, начавших практиковать дистанционное обучение, стал Воронежский государственный университет. Онлайн-занятия будут проходить до конца месяца. «Использование дистанционных
образовательных технологий обеспечивает портал «Электронный университет ВГУ». За последние две недели обработано более 3100 заявок на создание новых электронных курсов. К порталу обращались 1230 преподавателей и 13890 студентов университета, – комментирует заместитель начальника Управления информатизации и компьютерных технологий Александр Толстобров. – Также проведена переконфигурация серверного оборудования портала. Надеемся, что это позволит обеспечить устойчивую работу портала для студентов и преподавателей». 

По словам преподавателей вуза, одна из проблем – разный технологический уровень студентов. «У нашего портала большие возможности. Особенно автоматизация системы контроля: я вижу, когда на портал заходил каждый студент и что он делал; автоматизация системы оценивания – сводная ведомость формируется автоматически и результаты работы в течение семестра представлены наглядно.  А вот что мне представляется действительно важной проблемой – это технико-технологический уровень студентов. Он очень разный. У кого-то есть возможность оплачивать хорошее подключение к сети – у кого-то нет. У кого-то есть стационарный компьютер или ноутбук, а у кого-то – только смартфон. Я и сама думаю, что буду делать с дистанционными курсами, если, например, отключат электричество или что-то произойдет с моим компьютером?» – комментирует
профессор кафедры электронных СМИ и речевой коммуникации факультета журналистики ВГУ Алла Шестерина. С 30 марта ВГУ присоединился к программе Coursera for Campus. Студентам, аспирантам и сотрудникам вуза теперь открыт свободный доступ почти к 4000 курсов, представленным на платформе. До 31 августа 2020 года можно записываться на онлайн-курсы ведущих университетов и компаний. 

Сложно, но можно

Если с освоением общетеоретических вопросов у студентов в онлайне проблем особых нет, то вот практику, которая обязательна для некоторых специальностей, приходится откладывать.  «Мои студенты не могут выполнять практические работы. Для химии это критично, – рассказывает доцент кафедры органической химии химического факультета ВГУ Юрий Ковыгин. – Но это не сложность, а ограничение метода. Я активно использую «ВКонтакте»: провожу там стримы лекций, семинары, принимаю письменные работы. Иногда использую Zoom и Skype для видеоконференций. Задания и ссылки на доступные видео также размещаю на платформе Moodle. Там же веду текущий контроль качества обучения. Лично мне работать дистанционно оказалось сложнее. Но не будь у меня безлимитного домашнего интернета – все было бы в разы хуже».

Также скорректированы занятия в Воронежском государственном медицинском университете, на которых  будущие врачи отрабатывают умения и навыки, получают практический опыт. Ведь накладывать швы и пломбировать зубы – здесь, согласитесь, нужно потренироваться на деле. Поэтому практические занятия пришлось оставить на потом, упор делается на теорию.

На данный момент в вузе обновлены система и сервера Мoodle, все сведения перенесены в новую стабильную версию 3.8.2+, которая справляется с нагрузкой и распараллеливанием процессов,  позволяет использовать приложения как для персональных компьютеров, так и для мобильных телефонов.  

Также в ВГМУ задействован широкий спектр электронных образовательных ресурсов. После изучения каждой темы студенты проходят тестирование. Для многих из них изменился лишь режим дня, а самостоятельное изучение материала ни для кого не стало открытием. 

Встречи онлайн

Уникальная электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС) задействована и в Воронежском государственном техническом университете (ВГТУ). Студенты и преподаватели, взаимодействуя, стремятся получить максимальный эффект от занятий, что, собственно, подтверждается  итогами регулярного мониторинга, который проводит ВГТУ.

Частные вузы сегодня также на удаленке. Воронежский институт высоких технологий для этих целей использует собственную площадку.

«Чтобы получить эффективное обучение, мы работаем на платформе вуза, обеспечивающей свыше ста электронных занятий в день, – комментирует проректор по информационным технологиям Воронежского института высоких технологий Юрий Преображенский. – Ежедневная модернизация электронной информационно-образовательной среды ВИВТ, где многие процессы автоматизированы, позволяет сделать взаимодействие со студентами полноценным и, действительно, результативным». 

Массовые мероприятия сегодня отменены, но интернет дает возможности проведения межвузовских конференций, «встреч» и прочих мероприятий, которые помогают студентам с пользой проводить время. Так, 17 апреля впервые ВИВТ провел заключительный очный этап, финал и награждение победителей межрегионального конкурса проектов «Цифровой мир-2020» в онлайн-режиме. Отметим, что интеллектуальные состязания, генеральным партнером которых выступил Центр Галерея Чижова, включены в перечень мероприятий Российской академии естественных наук.

Госэкзамены и защита дипломов в дистанционном формате тоже могут стать реальностью. Так, Воронежский государственный университет уже принял решение по этому поводу и оно в пользу онлайн-формата.

 

С места событий

Александр Игнатьев, студент Российскогогосударственного университета правосудия:

– Мы проводим лекции, семинары, зачеты и экзамены с помощью видеосвязи в специальных программах Discord и Skype. Преподаватели регулярно ставят нам задачи и дают необходимый дидактический материал, далее –  проводим деловые игры, обсуждаем вопросы, возникшие в процессе подготовки. Часть зачетов мы уже сдали путем дистанционного тестирования. Среди преимуществ могу выделить экономию времени – больше не нужно заранее выходить из дома, чтобы не опоздать на пары, стоять долго в пробках, добираться в забитых автобусах. Однако перечисленные плюсы не сравнятся с негативными, на мой взгляд, последствиями дистанционногообразования. Мне гораздо легче лично рассказать материал преподавателю, а не писать тестирование на компьютере, которое все равно иногда не охватывает важные детали. Очная форма обучения – это совсем другой уровень знаний, более качественный. Думаю, когда университеты вернутся в привычный формат, педагоги одни из первых почувствуют, что студенты за время карантина несильно продвинулись в изучении новых тем.

 

С места событий

Арина Жукова, студентка  4 курса факультета РГФ ВГУ:

– Дистанционное обучение может быть эффективным, если качественно организовать процесс. Сначала, конечно, мы испытывали трудности, было непонятно, как все будет происходить. Но, благодаря компетентности наших преподавателей, дело пошло на лад. Мы занимаемся  на двух онлайн-платформах. Создаем конференции в скайпе или работаем в Мoodle. Ощущения, что мы теряем время или получаем знания не в полном объеме, у меня нет. Мы смотрим видео,репортажи, объединяемся в группы и обсуждаем учебные материалы. При изучении иностранного языка главное – это регулярные занятия и постоянная практи ка, а в этом недостатка у нас точно нет.  На мой взгляд, плюсов у дистанционки много. 

 

С места событий

Виктория Заварзина, магистрантка филологического факультета ВГУ:

– Компьютер никогда не передаст живых человеческих эмоций. Переход на дистанционное обучение был воспринят нашим курсом как нечто современное, удобное, экономящее время. Однако в действительности многое не совпало с ожиданиями. Технологии не всегда позволяют большому количеству людей общаться без помех – сеть «зависает». Даже возможность попить чай во время аудиолекции или тот факт, что дистанционное обучение не предполагает затраты на дорогу до университета, не могут превратить все минусы в плюсы. Для меня ничто не заменит реального общения! Очень важно чувствовать настрой преподавателя и энергетику коллектива. 

 

 

Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели