Есть ли у Воронежа свой бренд?
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Есть ли у Воронежа свой бренд?

13 октября 2010 / просмотров – 3772
Городская жизнь
Балалайка, водка, шапка-ушанка и медведи, свободно гуляющие по улицам: некоторые люди на Западе воспринимают нашу страну сквозь призму диких стереотипов, что сильно вредит инвестиционному климату и туристической привлекательности России, а также препятствует экспансии отечественных товаров на внешние рынки. В условиях современной экономики, чтобы не остаться на обочине, необходимо найти свою уникальную нишу. Это касается и целой страны, и отдельного города. Какие же впечатления о Воронеже увозят те, кто впервые посетил его?
Две стороны одного бренда
Создание бренда города является актуальной темой для Воронежа, который, соревнуясь с целой плеядой крупных населенных пунктов, вот уже много лет претендует на звание столицы Черноземья. То, что бренд Воронежа необходимо развивать, не ставится под сомнение, а вот как и почему – пока остается загадкой.
В советские времена своеобразным брендом нашего города, если это можно было так назвать, являлось наукоемкое машиностроение, культурные памятники, а также вузы, учиться в которые приезжали не только со всего СССР, но даже из других стран. Теперь понятие бренда Воронежа несколько размыто. Точнее, разделено на внешнюю и внутреннюю стороны. Внешняя – отголоски советского славного прошлого с некоторыми современными изменениями: развитой инфраструктурой, модернизированной архитектурой, новыми автодорогами. Внутренняя сторона вопроса – представление самих горожан, а также гостей города о том, каков он, Воронеж.

От императора до котенка
Наш многогранный город можно ассоциировать с чем угодно: в восприятии горожан в одном ряду присутствуют и Петр I, и любимец детей и взрослых Котенок с улицы Лизюкова, и даже неоднозначный конь Ярыш. Конечно, любой памятник уникален. Взять того же Котенка: до городского символа он недотягивает, но все приезжие почему-то стремятся пожать лапку этой доброй бронзовой скульптуре. Да и памятников, посвященных героям мультфильмов, в мире не так уж и много. Самые известные – Микки Маус в США и наш Котенок, который, к тому же, не является интернациональным героем, а имеет свою «прописку».
Добавляют ли шуточные памятники инвестиционной или туристической привлекательности Воронежу? Вряд ли. Скорее, служат своеобразной приманкой для тех, кто уже приехал в Воронеж. Так, потереть лапку Котенка Василия – к счастью, а уж о «любовной магии» скульптуры коня «с достоинством» ходят настоящие легенды. Таким образом, некоторые объекты, возможно, в свое время создававшиеся как один из символов города, вдруг становятся «мультяшными», игрушечными брендами, разрушая представление о Воронеже, к примеру, как о колыбели русского флота. Кстати, именно в петровские времена Воронеж по сути играл ключевую роль в стране. Был если не столицей, то уж точно – одним из самых передовых и почитаемых городов.

Не ударить в грязь лицом
Впрочем, у Воронежа и сейчас огромный потенциал. Вопрос в том, в каком направлении он будет развиваться – как крупный научный центр, площадка для внедрения инноваций, аграрная столица, город с богатой историей или транспортно-логистический центр, который пересекают трассы федерального значения. Ранее была информация даже о регистрации товарного знака «Воронеж – столица Черноземья», теперь же все больше говорят о создании столицы ВВС: в городе расположены три аэродрома, авиационный университет и крупные авиацентры. Удастся ли городу совместить все уникальные направления, уйдя при этом от «безликости»? Или же Воронеж будет развивать одну нишу по примеру большинства городов? Так, например, все знают знаменитый тульский пряник, Кремль и Красную площадь в Москве, Биг-Бен в Лондоне, Эйфелеву башню в Париже… У Воронежа же пока единого символа нет, что в принципе парадоксально при наличии множества интересных и привлекательных мест, которые украшают облик нашего города.

Воронеж – не Барселона
О том, каков бренд Воронежа и как воспринимают наш город в России, мы поговорили с профессором, заслуженным экономистом РФ, заведующим кафедрой экономики труда и основ управления экономического факультета ВГУ Владимиром Эйтингоном.
– Владимир Наумович, расскажите, пожалуйста, на Ваш взгляд, есть ли у Воронежа сложившийся бренд?
– Бренд – это, прежде всего, представление о городе как самих его жителей, так и других людей. У каждого человека – свое видение города, иногда – не очень точное. Применительно к Москве, например, часто прежде всего, вспоминают о пробках, но ведь не они составляют бренд столицы.
Есть определенное представление и о Воронеже, которое складывалось годами. Правда, не всегда оно отражает объективную картину. Известно, что Воронеж – крупный научно-образовательный центр: найти город, где каждый восьмой житель является студентом, непросто. И это часть действительной характеристики города. Почему же она не присутствует в бренде?
– Многие связывают наш город с Котенком с улицы Лизюкова…
– Думаю, что более важным является акцент на те направления, которые дают городу основания для дальнейшего роста. Памятник Котенку – объект туристической привлекательности. Конечно, туризм может и должен внести определенный вклад в социально-экономическое развитие города. Но Воронеж – не Барселона. Нам, прежде всего, нужно развивать инновационное производство, способное создавать конкурентоспособную продукцию.

Стать столицей в умах
– Решает ли Стратегия Воронежа, разработчиком которой являетесь Вы, задачу создания бренда нашего города?
– Стратегия опирается на идею использования конкурентных преимуществ Воронежа. Город по праву должен занимать достойное место среди крупных российских городов (Воронеж – 14-15-ый город в стране по численности населения). Мы крупнейший город в Центре России: от Москвы до Кавказа и от Москвы до Волги нет городов, которые были бы равны Воронежу по масштабам. Есть у Воронежа и другие сильные стороны. Наш город обладает серьезным интеллектуальным и инновационным потенциалом, по этому показателю Воронеж всегда входил в первую дюжину городов России. Город расположен на пересечении широтных и меридиональных магистралей, поэтому он вместе с пригородами может развиваться как крупный транспортно-логистический центр. Грамотное использование всех этих преимуществ даст нам основания для эффективного развития. Это идея, которая заложена в Стратегии. Ей же место и в бренде.
– Может ли Воронеж претендовать на статус столицы Черноземья?
– В городах Черноземья присутствует соревновательный дух, конкуренция за звание столицы. То, что со столичным брендом (никак не статусом, правда!) связывают Воронеж, вполне объяснимо: ведь масштабы и уровень развития Воронежа во многих случаях выше, чем у наших соседей. А для того, чтобы мы стали признанной столицей в умах людей, нужно эффективно использовать свои конкурентные преимущества. Бренд «столица Черноземья» – на мой взгляд, производная от того, насколько комфортно жить в этом городе.
Уважаемые читатели! С чем у вас ассоциируется Воронеж? Может ли какой-то объект претендовать на звание городского бренда? Поделитесь с нами своим мнением по телефону 39-09-68.

ЦИФРЫ В ТЕМУ
80 тысяч человек приняли участие в широкомасштабной акции «Выбери символ Воронежа», которая проводилась в 2009 году.
24,7 % горожан отдали свои голоса за памятник Петру I.
23,4 % воронежцев, уверены, что символом нашего города является Котенок с улицы Лизюкова.
7,5 % проголосовали за памятник Белому Биму.
5,4 % горожан считают, что лицо нашего города – памятник Славы.
4,7 % воронежцев отдали свои голоса за Адмиралтейскую площадь.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Николай КОРЗОН, председатель Федерации туризма Воронежской области:

– Бренд города – уникальные, сильные и позитивные ассоциации, возникающих в сознании гостей. Он призван выделять из всех характеристик то, что для прибывающих уникально, заметно и желанно! Люди разные, потому и бренд не может и не должен быть один для всех! Обидно, когда Воронеж ассоциируют только с Котенком с улицы Лизюкова. Во-первых, это не дает представления о лице нашего города. Кроме того, на мой взгляд, такое восприятие дискредитирует имя героя – генерала Александра Ильича Лизюкова. У нас есть чем гордиться! С городом неразрывно связано имя нашего небесного покровителя, святителя Митрофана Воронежского, чудотворца всея России. Святые места привлекают паломников и туристов. Да и, в конце концов, наш город – сердце Российской Европы, столица Черноземья, колыбель Военно-морского флота. К сожалению, основным спросом на планете сегодня пользуются пляжные туры, охватывающие 50 % рынка. Но и Воронежу есть что показывать туристам. То, что хотят видеть гости, не полностью соответствует их ожиданиям. Нет традиционности, истинно российских объектов. Взамен – заброшенные или изуродованные дешевым пластиком памятники архитектуры, засилье «шедевров из стекла и бетона». И воронежцы к своему достоянию порою относятся халатно. Чтобы создать образ Воронежа как крупного туристского центра, а также развивать эту отрасль, нам необходимо разработать единую стратегию по восстановлению и продвижению тех многочисленных достопримечательностей, которыми богат наш город.

Дискуссия в сети
«Воронеж – столица Черноземья?» – одна из самых обсуждаемых тем в Сети. Вот что по этому поводу думают некоторые посетители известных воронежских форумов.
Selim: Был летом на одной конференции. Выходит докладчик из Курского политеха и начинает: «Уважаемые коллеги! Позвольте приветствовать вас от имени столицы Черноземья – древнего Курска...»
DileTaHT: Воронеж – это Город. Здесь дух особый, аура города. В один ряд можно поставить Нижний, Иркутск, Саратов.... Чтобы чистым и приглядным поселениям типа Липецка, Белгорода, Старого Оскола обрести такое – должно смениться несколько поколений (лет 100).
SKA girl(gg): Давно пора лишить наш город этого звания. Ибо Белгород или Липецк намного ухоженнее, да и люди там лучше.
DON_VADIM: Столица Черноземья – это круто, прежде всего, тем, что пока мы обладаем инициативой. Сами работаем на Воронежскую область. А вот если «столицу Черноземья» перенесут в Липецк, то будем горбатиться на Липецк. Будем ресурсным придатком.
Миша Ложкин: Воронеж – столица Воронежской области, не более того.
Да и вообще, нет такой территориальной единицы – «Черноземье». Соответственно, и столицы нет.
Nastya Mae: Я жила в очень многих городах, в Липецке и Белгороде в том числе, и могу точно сказать, что Воронеж – THE BEST!!! Ну, разве что после Питера. А если сравнить Липецк и Воронеж, например, с девушками, то я бы сказала, что Липецк – красивая девушка (но до того неинтересная и пустая!), а Воронеж – умная... Так что на вкус и цвет... А если оценивать с практической точки зрения, то по части культуры Липецк очень уступает Воронежу: там нет нормального кинотеатра, театра (драмтеатр давно пришел в упадок), цирка, достойных концертных залов, даже элементарно кафе... Надо пожить там, чтобы почувствовать разницу. К тому же Липецк – город без истории, а вот Воронеж в этом плане гораздо богаче.
Елена Жукова
Система Orphus
Комментарии
  • 14.10. 21:24 липчанин (Гость) Уважаемая Nastya Mae! Если Вы считаете, что в Липецке чего нет по сравнению с Воронежем, то Вы давно не были в Липецке. Не поленитесь потратить один день, чтобы освежить свои воспоминания. И драмтеатр, и кафе, и кинотеатр есть. В упадок пришел театр в Воронеже на проспекте Революции.
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели