Евгений Шаталов: «Нетрезвых водителей надо наказывать жестко, иначе будут продолжать пить, садиться за руль и убивать»
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Евгений Шаталов: «Нетрезвых водителей надо наказывать жестко, иначе будут продолжать пить, садиться за руль и убивать»

23 ноября 2020 / просмотров – 1104
Городская жизнь

За минувшие 10 месяцев в нашем регионе произошло свыше 2 тысяч аварий, в которых 333 человека погибли, почти 3 тысячи – получили ранения. В связи с этим управление ГИБДД по Воронежской области при содействии депутата Государственной Думы Сергея Чижова запустило профилактическую акцию «Жизнь без ДТП». На протяжении нескольких месяцев по радио и в крупных торговых центрах будут транслироваться ролики, напоминающее жителям Черноземья об основных правилах дорожного движения.

Как повлияла на аварийность пандемия COVID-19? Почему увеличилось число «пьяных» ДТП? На какие происшествия инспекторы ДПС выезжают в первую очередь? Можно ли оборудовать надземные пешеходные переходы лифтами? Куда жаловаться, если на детской площадке или тротуаре припаркован автомобиль? Эти и многие другие вопросы мы задали начальнику регионального управления ГИБДД Евгению Шаталову.

Правильно оценивайте свои возможности!

– Евгений Владимирович, профилактика ДТП ведется на постоянной основе. Насколько эффективны подобные меры?

– За последние 5 лет нам удалось снизить количество погибших. Это основной показатель, в том числе в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные дороги». В 2015 году в Воронежской области было более 600 погибших в ДТП, по итогам 2019-го – 414.

В 2020-м ситуация достаточно сложная. На фоне снижения аварийности и количества раненых, число погибших пока колеблется и остается на уровне минувшего года. Для нас это дополнительный стимул организовывать профилактические мероприятия и принимать дополнительные меры по стабилизации обстановки.

– Каким аспектам нужно уделить более пристальное внимание?

– Тревогу вызывают несколько направлений. Прежде всего, управление автомобилем в нетрезвом состоянии, в том числе повторное, за которое предусмотрена уголовная ответственность. В этом году мы видим рост ДТП с участием водителей в состоянии опьянения. Зачастую такие аварии характеризуются высокой степенью травматизма и тяжелыми последствиями. Также у нас увеличилось количество происшествий, связанных с выездом на полосу встречного движения. Люди неправильно оценивают свои возможности и динамические характеристики автомобиля, идут на обгон, не успеваю закончить маневр и в результате, погибают либо травмируются. Не менее серьезные увечья получают пассажиры и водители других машин. Также грубые нарушения фиксируются в связи с выездом на полосу встречного движения там, где это запрещено.

Если мы видим, что место опасное – ограничение видимости, изменение геометрии дороги – обозначаем его соответствующими знаками разметки. Сейчас наши надзорные мероприятия акцентированы на этих проблемных направлениях – это и профилактика, и разъяснительная работа, в том числе с помощью СМИ.

Кресло на один раз

– Обычно жалуются на автомобилистов, но пешеходы тоже нарушают…

– В этом году наблюдается устойчивая тенденция по снижению ДТП с пешеходами. Как правило, треть дорожных происшествий связана с наездами на людей. Уменьшилось количество погибших детей.

Что касается иных показателей. Снижается доля ДТП с детьми-пассажирами (по сути, это половина аварий, в которых дети получают травмы). Многие родители не соблюдают правила, так как ребенок для них не является сдерживающим фактором и стимулом быть более аккуратными.

– 1 июня вы запустили интересный проект «Безопасность – это просто», расскажите о нем поподробнее.

– На базе управления Госавтоинспеции открыт пункт безвозмездной аренды детских удерживающих устройств для тех людей, у которых нет возможности приобрести их. Кто-то не определился с типом, кому-то автокресло нужно на краткосрочный период... Воронежцы могут обратиться к нам, внести небольшую залоговую сумму, а через две-три недели, возвращая устройство, получить деньги обратно в полном объеме.

– Это востребованная услуга?

– Очень! Сейчас у нас порядка 25 удерживающих устройств. Бывают дни, когда разбирают их все. Особенно летом. Внуки приезжают на лето к бабушкам и дедушкам, их нужно встретить, доставить в деревню… Нет необходимости тратить крупную сумму и покупать кресло на один раз, лучше позвонить нам. Воронежцы настроены позитивно, мы получаем огромное количество положительных отзывов, в том числе в соцсетях.

Россия без ДТП

– С чем связано снижение количества ДТП в нашем регионе? Люди стали более ответственными или на статистику повлияла самоизоляция, когда многие лишний раз старались не выходить на улицу?

– Все вкупе. Ситуация постепенно меняется. Детские удерживающие устройства становятся нормой. Развивается система автоматической фотофиксации, которая тоже влияет на дисциплину. Реализуется нацпроект: улучшаются дорожные условия, магистрали становятся более безопасными, обустраиваются пешеходные переходы. Безусловно, интенсивность движения также влияет на вероятность совершения ДТП. Определенная динамика здесь прослеживается. Во втором квартале, когда были ярко выраженные ограничительные мероприятия, мы увидели значительное снижение дорожных аварий. Поменялась и структура ДТП. В этот период был всплеск происшествий по вине водителей в нетрезвом состоянии.

– Снимали стресс алкоголем?

– Дома, без работы, нечем заняться… Конечно, это социальный фактор. В текущем году зафиксировано 314 ДТП по вине нетрезвых водителей. Цифра небольшая, это порядка 10-12% всех аварий, но у каждой из них – тяжкие последствия, потому что водители в такой ситуации неадекватны.

– В нашей стране существует стратегия «Россия без ДТП», в которой говорится о «нулевой терпимости к дорожным авариям». Верите ли вы, что к 2030 году удастся справиться с этой проблемой?

– Цель амбициозная, и она задает вектор развития, определяет то, к чему мы должны стремиться. Схожие программы приняты во многих странах, но достичь 100% результата еще никто не смог. Основоположником этого направления, по-моему, была Швеция. Думаю, в первую очередь необходимо создать условия. Человеческую ошибку исключить не удастся, но она не должна приводить к трагическим последствиям. Все ведомства и общественные организации заинтересованы в снижении аварийности и стремятся максимально эффективно достичь нужных показателей. Ведь это не просто цифры, это человеческие жизни, семьи, судьбы…

Качественные и опасные?

– Вы уже упоминали программу «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Насколько успешно она реализуется Воронежской области?

– В 2020 году в рамках реконструкции и обустройства автомобильных дорог выделено в порядке софинансирования почти 5 миллиардов рублей из федерального и местного бюджетов. Более 600 миллионов из них – на инженерные мероприятия, непосредственно влияющие на безопасность, – освещение, барьерные ограждения, обустройство пешеходных переходов и заездных карманов, создание необходимых условий вблизи образовательных учреждений, обновление средств дорожного регулирования. Это значительные финансовые вложения.

Кроме того в рамках нацпроекта проходят мероприятия по техническому оснащению Госавтоинспекции. Мы получили более 100 новых патрульных автомобилей марки «Шкода» полностью оборудованных, укомплектованных видеорегистраторами с повышенными динамическими характеристиками. Это тоже влияет на эффективность надзорных мероприятий. У нас появляются дополнительные приборы, позволяющие выявлять технические неисправности транспорта и средств организации дорожного движения.

Выделено целевое финансирование на пропаганду и профилактику. Это и разработка тематических роликов, и работа с детьми, поддержка отрядов юных инспекторов дорожного движения, которые зачастую функционируют на энтузиазме преподавателей и активности ребят, вовлеченных в эти процессы.

До конца года мы планируем приобрести для Россоши мобильный детский автогородок.

– Хорошие дороги – это прекрасно, но как только укладывают новый асфальт, водители начинают гонять…

– Да, не все так просто. Дороги приводят в нормативное состояние, но без инженерных мероприятий, правильно вы говорите, это может ухудшить ситуацию. Поэтому в городе появляются пешеходные переходы, совмещенные с искусственной неровностью, чтобы водители уже при подъезде понимали, что они обязаны снизить скорость и убедиться в безопасности проезда. В этом году у нас строится порядка десяти надземных переходов, которые разделят транспортные потоки. К примеру, на нашей проблемной точке возле «Града», где в прошлом году завершилась реконструкция, и начались наезды на пешеходов. Мы провели комиссионное обследование, поставили камеру фотофиксации, в кратчайшие сроки обустроили светофор и начали проектировать надземный пешеходный переход. Сейчас проект подходит к финалу.

Разделение транспортных потоков – проблема, которую мы пытаемся решить. Не везде геометрия позволяет организовать барьерное или тросовое разделение. Мы хотим технически разъединить потоки, чтобы даже в нестандартной ситуации у водителя не было возможности выехать на полосу встречного движения и допустить столкновение.

– При обустройстве надземных переходов учитывается, что ими будут пользоваться инвалиды, пожилые люди, мамочки с колясками, которым трудно взбираться по ступенькам?

– Конечно! Эти объекты должны быть доступны. Есть требования нормативных документов и ГОСТа. Это как минимуму какие-то эстакады, чтобы маломобильный гражданин мог передвигаться самостоятельно или с чьей-либо помощью. В идеале – лифты. Допустим, было у нас опасное место на М4-Дон в Лосево. По нашей инициативе госкомпания «Автодор» в прошлом году построила там пешеходный переход. Он оборудован лифтом.

– А у областной больницы?

– Этот вопрос надо прорабатывать с балансосодержателями, мэрией. Если есть необходимость, надо выходить с предложением об устройстве нового или реконструкции существующего объекта. Средства на эти цели выделяются.

Жизнь в приоритете

– В начале ноября в Воронеже стартовала акция «Жизнь без ДТП». Кому она адресована в первую очередь, и каких результатов вы хотите достичь?

– Аудитория максимально широкая. Чем больше охват, тем выше вероятность, что кто-то задумается, и нам удастся спасти чью-то жизнь. Мы хотим еще раз обратить внимание граждан на важность соблюдения правил дорожного движения. Это не первая акция, которую мы проводим совместно с депутатом Государственной Думы Сергеем Чижовым. В прошлом году, к примеру, в рамках мероприятий, посвященных памяти жертв ДТП, мы организовали «выставку» автомобилей и мотоциклов, пострадавших в авариях. Каждый экспонат сопровождался историей. Это нашло отклик у воронежцев, потому что в ежедневной суете, решая бытовые вопросы, мы часто забываем об элементарных правилах дорожного движения. Кажется, что ничего страшного, если не пристегнешься, нарушишь скоростной режим или развернешься в неположенном месте, но это не так. Поэтому мы в очередной раз хотим напомнить: от соблюдения ПДД зависит не только ваша жизнь, но и здоровье окружающих.

– Помимо работы в регионе Сергей Викторович ведет активную законотворческую деятельность. Какая законодательная инициатива, на ваш взгляд, является наиболее важной?

– Исходя из анализа аварийности – ужесточение наказания за управление автомобилем в нетрезвом состоянии. К сожалению, одиозные водители, которые неоднократно привлекались к ответственности, в том числе уголовной, продолжают пить, садиться за руль и убивать. Наказывать таких людей нужно жёстко, несмотря на звания, социальный статус и заслуги перед обществом.

«Аварийка» – это не кнопка отключения ПДД»

– Если произошло ДТП, сколько в среднем приходится ждать инспекторов?

– Это серьезный вопрос. Каждые сутки только в областном центре около 80-100 аварий и почти все в час пик – утром и вечером. Поэтому мы расширяем практику и призываем граждан в случае мелкого, незначительного ДТП – фару разбили, бампер поцарапали – не ждать полицию, а оформлять европротокол. У нас почти треть происшествий регистрируются в таком режиме. Также мы организовали пункты удаленного оформления ДТП на Обручева, 3 и рядом со штрафстоянкой в районе Антоново-Овсеенко. Дежурный разъясняет воронежцам, что они должны зафиксировать расположение транспортных средств на проезжей части, сфотографировать и прибыть в эти пункты.

Конечно, есть происшествия, которые невозможно оформить без участия сотрудников полиции – ДТП с крупногабаритным и общественным транспортом, аварии с пострадавшими. Они в приоритете. Выезд на эти ДТП – в кратчайшие сроки. Количество нарядов ограничено, аварий много, поэтому мелкие, на периферии уходят на второй план.

Мы объясняем гражданам: не стойте, не ждите сотрудников, не создавайте дополнительные заторы! Когда люди находятся посреди дороги даже с включенной аварийной сигнализацией и знаком аварийной остановки, есть вероятность повторного ДТП.

– Куда жаловаться, если машина припаркована на тротуаре или детской площадке?

– Неправильно припаркованные автомобили, допустим, на тротуаре, либо под знаком или в местах, где стоянка запрещена (на пешеходном переходе, остановке общественного транспорта) – относятся к полномочиям Госавтоинспекции. Нужно зафиксировать нарушение, сделать несколько фотографий в течение 5-10 минут, чтобы было очевидно, что машина не двигалась, и прислать на наш сайт. Там есть раздел для обращения граждан.

Что касается, так называемых озелененных территорий, к которым, скорее всего и относится детские площадки, – это компетенция администрации городского округа. У них работают специальные комиссии, которые уполномочены привлекать к ответственности водителей в порядке, предусмотренном Кодексом об административных правонарушениях.

– Могут ли компании огораживать пространство для парковки исключительно своих сотрудников?

– Если территория в собственности или в аренде организации, она имеет на это право.

– Правомерно ли оставлять машину на «аварийке» во втором ряду, если нужно отлучиться на пару минут?

– Нет. Сложившееся мнение, что «аварийка» – это кнопка отключения ПДД – в корне не верно. Это не предусмотрено правилами дорожного движения. Аварийная сигнализация предназначена только для того, чтобы обозначить технически неисправное транспортное средство, в том числе в результате ДТП. Ничего другого быть не должно. Если произошла авария, неважно в каком ряду – втором или третьем, водитель обязан включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки. А если он захотел зайти в аптеку или магазин – это недопустимо.

Ольга Ласкина
Дмитрий Чушкин
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели